БРЮ́СОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЮ́СОВ Валерий Яковлевич [1(13).12.1873, Москва – 9.10.1924, там же], рос. поэт, прозаик, переводчик, лит. критик. Из купеческой семьи. Брат А. Я. Брюсова. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1899). C 1892 Б. начал создавать антологию переводов, подражаний и собственных произведений в духе франц. символизма. Первые значит. публикации – стихотворения в сб. «Русские символисты» (вып. 1–3, 1894–95), отличавшиеся смысловой затемнённостью, парадоксальными сочетаниями образов, необычной формальной структурой (однострок, фигурные стихи), острой новизной тематики (экзотика, эстетизация безобразного, эротика и др.), – принесли Б. известность, первоначально имевшую оттенок скандальности. Первые сб-ки стихов с намеренно иноязычными заглавиями [«Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895); «Me eum esse» («Это – я», 1897)] и переводы из П. Верлена (1895) эту известность закрепили. С 1898 Б. сотрудничал в ж. «Русский архив», занимаясь историей рус. поэзии от А. С. Пушкина до А. А. Фета. В созданном им (в 1899) совместно с К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и С. А. Поляковым символистском изд-ве «Скорпион» пропагандировалось новое рус. иск-во. В кн. стихов «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900) наметился отход от эпатировавших крайностей; обнаруживаются стремление к гармонической завершённости, отчётливая связь с классич. традицией. В 1903 Б. сотрудничал с петерб. символистским ж. «Новый путь». В 1904–08 был фактич. главой ж. «Весы»; опубликовал в нём ряд программных статей («Ключи тайн», 1904, и др.), где сформулировал принципы нового иск-ва: приоритет сверхчувственных иррациональных интуиций над законами разума; ощущение жизни как череды мгновений, в которые человеческая сущность достигает полного самовыявления; признание абсолютной свободы художника. При этом Б. чуждался присущей многим его современникам погружённости в откровенный мистицизм, заворожённости музыкальностью стиха, претензий на религ. значение иск-ва. Во многом благодаря именно усилиям Б. символизм стал органической составной частью рус. иск-ва. Творчество Б. 1900-х гг. [сб-ки стихов «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Στέφανος. Венок», 1906; историч. роман «Огненный Ангел», 1907–1908] встретило восторженные отзывы критиков разл. направлений. В лучших произведениях Б. этого периода отчётливо проявились характерные черты его творчества: стройность и чёткость композиции, высокий риторич. пафос, интерес к далёким историч. эпохам и к достижениям науки, эксперименты в области метрики и ритмики. Однако, начиная со сб. «Все напевы» (1909), поэзия Б. становилась менее оригинальной, каждая новая книга («Зеркало теней», 1912; «Стихи Нелли», 1913; «Семь цветов радуги», 1916) воспринималась как повторение уже пройденного. Не имела успеха и проза (сб-ки «Земная ось», 1907, «Ночи и дни», 1913; роман «Алтарь Победы», 1911–12; повести «Обручение Даши», 1913, «Рея Сильвия», 1914, и «Элули, сын Элули», 1916). В годы 1-й мировой войны Б. – воен. корреспондент газ. «Русские ведомости». В 1917 неудачно пытался стать публицистом либерального толка («Как прекратить войну?», «О новом русском гимне»). Первые годы относился к новой власти скептически, однако в 1920 вступил в РКП(б), занимал ряд ответственных постов, преподавал в Моск. ун-те и в основанном им Высшем лит.-худож. ин-те. Вёл активную лит.-критич. и журнальную деятельность, занимался теорией стиха («Краткий курс науки о стихе», 1919), пушкинистикой, переводами. В поздних книгах стихов [«Последние мечты», 1920; «В такие дни», 1921; «Миг», 1922; «Дали», 1922; «Mea» («Спеши», 1924)] предпринимал попытки создать новую поэтику, соответствующую духу времени и использующую достижения авангардизма.