Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ

Прерафаэлиты. «Поклонение волхвов». Шпалера по эскизу Э. Бёрн-Джонса, вытканная в мастерской У. Морриса. Эрмитаж (С.-Петербург).

ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ (англ. Pre-Raphaelites; от лат. рrае – пе­ред и Ра­фа­эль), груп­па англ. ху­дож­ни­ков и пи­са­те­лей 2-й пол. 19 в., ста­вив­ших це­лью воз­ро­ж­де­ние «ис­крен­но­сти», «на­ив­ной ре­ли­ги­оз­но­сти» ср.-век. и ран­не­ре­нес­санс­но­го иск-ва («до Ра­фа­эля»). «Брат­ст­во пре­ра­фа­эли­тов» (Pre-Raphaelite Brotherhood) ос­но­ва­но в 1848 по­этом и жи­во­пис­цем Д. Г. Рос­сет­ти, жи­во­пис­ца­ми Дж. Э. Мил­ле­сом и У. Х. Хан­том (позд­нее к ним при­сое­ди­ни­лись так­же Дж. Кол­лин­сон, Ф. Дж. Сти­венс, Т. Вул­нер, У. М. Рос­сет­ти), ис­пы­тав­ши­ми влия­ние Ф. М. Брау­на (а че­рез не­го – нем. на­за­рей­цев) и тру­дов Дж. Рёс­ки­на. По­пыт­ку сис­те­ма­ти­за­ции ху­дож. це­лей П. сде­лал Рёс­кин в сво­ей ст. «Пре­ра­фа­эли­тизм» («Pre-Raphaeli­tism», 1851). Вы­сту­пая с ро­ман­тич. кри­ти­кой бур­жу­аз­ной куль­ту­ры, П. про­ти­во­пос­тав­ля­ли ака­де­миз­му (кор­ни ко­то­ро­го они ви­де­ли в итал. иск-ве Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния) «свя­щен­ный огонь», «жи­вую ве­ру» т. н. при­ми­ти­вов, от­верг­ну­тых эс­те­ти­кой Но­во­го вре­ме­ни. Не­ис­то­ри­че­ская апо­ло­гия Сред­не­ве­ко­вья, свя­зан­ная у П. с тре­бо­ва­ни­ем эс­те­ти­за­ции совр. жиз­ни, при­ве­ла к пре­об­ла­да­нию в их твор­че­ст­ве прин­ци­па сти­ли­за­ции, приё­мов ал­ле­го­рии и пре­уве­ли­чен­но­го де­ко­ра­ти­виз­ма в со­че­та­нии с тща­тель­ной про­ра­бот­кой ка­ж­дой де­та­ли. П. бы­ли в чис­ле пер­вых ху­дож­ни­ков, на­чав­ших ра­бо­тать над пей­за­жа­ми на пле­нэ­ре. Иск-во П. в зна­чит. час­ти про­ни­за­но лит. ал­лю­зия­ми; они ув­ле­ка­лись твор­че­ст­вом Дан­те, ср.-век. ре­лиг. по­эзи­ей, ли­ри­кой англ. ро­ман­тиз­ма (П. Б. Шел­ли, Дж. Китс, А. Тен­ни­сон, Р. Брау­нинг). В 1850 «Брат­ст­во пре­ра­фаэ­ли­тов» вы­пус­ти­ло 4 но­ме­ра ж. «The Germ» («Рос­ток», ред. У. М. Рос­сет­ти), где пуб­ли­кова­лись кри­тич. ста­тьи, а так­же лит. про­из­ве­де­ния П., сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся по­эзия Д. Г. Рос­сет­ти.

По­сле рас­па­да «Брат­ст­ва пре­ра­фаэ­ли­тов» в 1853 но­вый подъ­ём дви­же­ния П. на­чи­на­ет­ся с кон. 1850-х гг., ко­гда во­круг Д. Г. Рос­сет­ти груп­пи­ру­ют­ся све­жие си­лы – ху­дож­ни­ки У. Мор­рис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уоттс и др. Жи­во­пись П. раз­ви­ва­ет­ся в сто­ро­ну слож­ной пло­ско­ст­ной ор­на­мен­ти­ки и ми­с­тич. ус­лож­нён­но­сти об­раз­но­го строя (Рос­сет­ти, Бёрн-Джонс). Бо­лее ши­ро­кий ха­рак­тер но­сит дея­тель­ность убе­ж­дён­но­го со­циа­ли­ста Мор­ри­са, ко­то­рый стре­мил­ся вме­сте с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми (сре­ди них – Ф. М. Бра­ун, А. Хьюз, арх. Ф. Уэбб) вос­соз­дать в про­ти­во­вес обез­ли­чен­но­му ма­шин­но­му «оду­хо­тво­рён­ное» руч­ное про­из­вод­ст­во, вне­сти кра­со­ту в по­все­днев­ный быт, воз­ро­дить англ. де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во (ри­сун­ки для раз­но­об­раз­ных из­де­лий ху­дож.-пром. мас­тер­ских, ор­га­ни­зо­ван­ных Мор­ри­сом, оформ­ле­ние книг изд-ва «Kelmscott Press» и т. д.; см. «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла»). Идеи и прак­ти­ка П. во мно­гом по­влия­ли на раз­ви­тие сим­во­лиз­ма и эс­те­тиз­ма. Твор­че­ст­во П. с при­су­щи­ми ему куль­том кра­со­ты, эро­тич. и мис­тич. мо­ти­ва­ми ока­за­ло за­мет­ное воз­дей­ст­вие на англ. де­ка­ден­тов кон. 19 в. (А. Ч. Су­ин­берн, О. Уайльд, У. Па­тер, О. Бёрд­с­ли), со­дей­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию сти­ля мо­дерн в изо­бра­зи­тель­ном и де­ко­ра­тив­ном иск-ве, лег­ло в ос­но­ву тео­рии «жиз­не­строи­тель­ной» ро­ли иск-ва.

Лит.: Вен­ге­ро­ва ЗА. Ли­те­ра­тур­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. СПб., 1897. Т. 1; Stevenson L. The Pre-Raphaelite poets. N. Y., 1974; Prettejohn E. Art of the Pre-Raphaelites. N. Y., 2007; Bar­rin­ger T. Reading the Pre-Raphaelites. New Haven, 2012; Пре­ра­фа­эли­ты: Вик­то­ри­ан­ский аван­гард. Кат. вы­став­ки. М., 2013; По­эти­че­ский мир пре­ра­фа­эли­тов: Но­вые пе­ре­во­ды. М., 2013.

Вернуться к началу