ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ (англ. Pre-Raphaelites; от лат. рrае – перед и Рафаэль), группа англ. художников и писателей 2-й пол. 19 в., ставивших целью возрождение «искренности», «наивной религиозности» ср.-век. и раннеренессансного иск-ва («до Рафаэля»). «Братство прерафаэлитов» (Pre-Raphaelite Brotherhood) основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и У. Х. Хантом (позднее к ним присоединились также Дж. Коллинсон, Ф. Дж. Стивенс, Т. Вулнер, У. М. Россетти), испытавшими влияние Ф. М. Брауна (а через него – нем. назарейцев) и трудов Дж. Рёскина. Попытку систематизации худож. целей П. сделал Рёскин в своей ст. «Прерафаэлитизм» («Pre-Raphaelitism», 1851). Выступая с романтич. критикой буржуазной культуры, П. противопоставляли академизму (корни которого они видели в итал. иск-ве Высокого Возрождения) «священный огонь», «живую веру» т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой Нового времени. Неисторическая апология Средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации совр. жизни, привела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, приёмов аллегории и преувеличенного декоративизма в сочетании с тщательной проработкой каждой детали. П. были в числе первых художников, начавших работать над пейзажами на пленэре. Иск-во П. в значит. части пронизано лит. аллюзиями; они увлекались творчеством Данте, ср.-век. религ. поэзией, лирикой англ. романтизма (П. Б. Шелли, Дж. Китс, А. Теннисон, Р. Браунинг). В 1850 «Братство прерафаэлитов» выпустило 4 номера ж. «The Germ» («Росток», ред. У. М. Россетти), где публиковались критич. статьи, а также лит. произведения П., среди которых выделяется поэзия Д. Г. Россетти.
После распада «Братства прерафаэлитов» в 1853 новый подъём движения П. начинается с кон. 1850-х гг., когда вокруг Д. Г. Россетти группируются свежие силы – художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уоттс и др. Живопись П. развивается в сторону сложной плоскостной орнаментики и мистич. усложнённости образного строя (Россетти, Бёрн-Джонс). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста Морриса, который стремился вместе с единомышленниками (среди них – Ф. М. Браун, А. Хьюз, арх. Ф. Уэбб) воссоздать в противовес обезличенному машинному «одухотворённое» ручное производство, внести красоту в повседневный быт, возродить англ. декоративно-прикладное иск-во (рисунки для разнообразных изделий худож.-пром. мастерских, организованных Моррисом, оформление книг изд-ва «Kelmscott Press» и т. д.; см. «Искусства и ремёсла»). Идеи и практика П. во многом повлияли на развитие символизма и эстетизма. Творчество П. с присущими ему культом красоты, эротич. и мистич. мотивами оказало заметное воздействие на англ. декадентов кон. 19 в. (А. Ч. Суинберн, О. Уайльд, У. Патер, О. Бёрдсли), содействовало утверждению стиля модерн в изобразительном и декоративном иск-ве, легло в основу теории «жизнестроительной» роли иск-ва.