ПА́ТЕР ПЕЙТЕР УОЛТЕР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ТЕР, Пейтер (Pater) Уолтер (4.8.1839, Лондон – 30.7.1894, Оксфорд), англ. историк искусства, художественный критик и писатель. Из семьи врача. Окончил Оксфордский ун-т (1862). В 1858 совершил путешествие в Гейдельберг, где увлёкся философией Г. В. Ф. Гегеля и творчеством нем. романтиков. С 1864 и до конца жизни преподавал в Оксфордском ун-те. Ранние критич. исследования посвящены С. Т. Колриджу (1866) и И. И. Винкельману (1867). Главное и наиболее значит. сочинение П. – кн. «Очерки по истории Ренессанса» («Study in the history of the Renaissance», 1873; с 1877 издавалась под назв. «Ренессанс: очерки искусства и поэзии», «The Renaissance: studies in art and poetry»; рус. пер. под назв. «Ренессанс», 1912), где П. выступил одним из родоначальников худож.-критич. эссеистики. В предисловии к книге П. изложил свою «теорию впечатлений», согласно которой исследователь должен стремиться не только к объективному воспроизведению худож. фактов, но и к выражению эмоций и чувств, возникающих у него под воздействием произведения иск-ва. Преклоняясь перед иск-вом эпохи Возрождения и пропагандируя индивидуализм во всех сферах обществ. и личной жизни, П., именовавший свой метод «эстетической критикой», призывал следовать инстинкту страсти, считая наслаждение красотой и иск-вом наиболее ценным в жизни. Стремление преодолеть позитивизм с позиций релятивизма и скептицизма, утверждение ценности индивидуального чувственного опыта, переживание иск-ва как реальности, подобной природе и равноценной ей, противопоставление безотносительных и вечных принципов иск-ва зыбким принципам морали оказались созвучны эстетич. поискам У. Б. Йейтса и О. Уайльда и легли в основу концепции искусства для искусства, сделав П. одним из теоретиков англ. эстетизма.
Автор насыщенного аллюзиями на современность историко-филос. романа «Марий-эпикуреец; его ощущения и взгляды» («Marius the Epicurean; his sensations and ideas», 1885, рус. пер. 1916), в котором запечатлел историю молодого римлянина, пытающегося обрести идеал в христианстве; сб. новелл «Воображаемые портреты» («Imaginary portraits», 1887, рус. пер. 1908) о тщетных попытках художника-творца противостоять пошлости мира; сб. лит.-критич. этюдов и эссе «Оценки с очерком о стиле» («Appreciations, with an essay on style», 1889) о творчестве У. Шекспира, У. Вордсворта, Т. Брауна, Ч. Лэма и Д. Г. Россетти; кн. «Платон и платонизм: цикл лекций» («Plato and Platonism: a series of lectures», 1893); автобиографич. кн. «Воображаемые портреты. Ребёнок в доме» («The child in the house: an imaginary portrait», 1894, рус. пер. 1908).
Влияние П., во многом предвосхитившего эстетич. и худож. опыты импрессионизма, ощущается в творчестве Дж. Мура, О. Бёрдсли, Дж. М. Хопкинса, В. Вулф, Дж. Джойса, М. Пруста, Г. Джеймса; в искусствоведч. и литературоведч. трудах Б. Беренсона, К. Кларка, П. П. Муратова, Ю. И. Айхенвальда.