Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 738

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА (франц. l’art pour l’art), фор­му­ла, вы­ра­жаю­щая идею са­мо­цель­но­сти и ав­то­ном­но­сти ис­кус­ст­ва, его сво­бо­ды от по­ли­тич., об­ществ., ди­дак­тич. функ­ций. Впер­вые по­я­ви­лась в днев­ни­ке Б. Кон­ста­на (1804; в свя­зи с упо­ми­на­ни­ем эс­те­тич. кон­цеп­ции И. Кан­та): «Ис­кус­ст­во для ис­кус­ст­ва, без це­ли, ибо вся­кая цель ис­ка­жа­ет ис­кус­ст­во». В 1818 ис­поль­зо­ва­на В. Ку­зе­ном в кур­се лек­ций, про­чи­тан­ных в Сор­бон­не (Па­риж), для обос­но­ва­ния те­зи­са о том, что «пре­крас­ное не ве­дёт ни к по­лез­но­му, ни к бла­го­му, ни к свя­то­му, но лишь к са­мо­му се­бе». В даль­ней­шем фор­му­ла «И. д. и.» слу­жи­ла эс­те­тич. ло­зун­гом для мн. пи­са­те­лей и кри­ти­ков, от­ри­цав­ших со­ци­аль­но или по­ли­ти­че­ски ан­га­жи­ро­ван­ное иск-во; сре­ди них – по­эты груп­пы «Пар­нас» и Ш. Бод­лер во Фран­ции, пред­ста­ви­те­ли т. н. эс­те­ти­че­ской кри­ти­ки (П. В. Ан­нен­ков, В. П. Бот­кин, А. В. Дру­жи­нин) в Рос­сии, А. Ч. Су­ин­берн и О. Уайльд в Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Лит.: Francon M. Poesie pure et art pour art // The French Review. 1946. Vol. 20. № 1; Зен­кин С. Н. Т. Го­тье и «ис­кус­ст­во для ис­кус­ст­ва» // Зен­кин С. Н. Ра­бо­ты по фран­цуз­ской ли­те­ра­ту­ре. Ека­те­рин­бург, 1999.

Вернуться к началу