УА́ЙЛЬД УАЙЛД ОСКАР ФИНГАЛ О’ФЛАЭРТИ УИЛС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УА́ЙЛЬД, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин – 30.11.1900, Париж), англ. писатель. Ирландец по происхождению. Писал на англ. и франц. языках. Отец – врач-офтальмолог, любитель археологич. древностей, мать – поэтесса, хозяйка лит. салона. Окончил Оксфордский ун-т (1879). Среди первых лит. опытов – сб. «Стихотворения» («Poems», 1881) в романтич. стиле и трагедия в стихах «Герцогиня Падуанская» («The duchess of Padua», 1883, рус. пер. В. Я. Брюсова, 1911), вызвавшая интерес критики. Под влиянием идей Дж. Рёскина и У. Патера разработал оригинальную эстетич. концепцию, утверждающую приоритет искусства над жизнью. В 1882 посетил США и Канаду, где читал лекции об искусстве и лит-ре. В 1887–89 редактор ж. «Woman’s World». Вызывающая нестандартность поведения У. послужила причиной ряда скандалов и привела к судебному процессу, результатом которого стали в 1895 приговор по обвинению в безнравственности и тюремное заключение. После освобождения (1897) переехал в Париж, где жил в нищете и одиночестве.
Творчество У. 1880-х гг. отмечено отчётливым влиянием англ. романтизма и неоромантизма; ему присущи смелость худож. эксперимента, открытая парадоксальность, эстетизм, изысканная стилистика. Иронич. пародирование готического романа и викторианской бытовой прозы отличает сборники лирич. сказок (во многом связанных с творчеством Х. К. Андерсена) «Счастливый принц и другие истории» («The happy prince and other stories», 1888) и «Гранатовый домик» («House of pomegranates», 1891), повести сб. «Преступление лорда Артура Севиля и другие истории» («Lord Arthur Savile’s crime and other stories», 1891), проникнутые глубокой философичностью с элементами дидактики, символизмом и аллегоризмом. Самое значит. произведение У.-прозаика – роман «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray», 1891, рус. пер. 1906), история духовной деградации светского прожигателя жизни. Большой успех У. принесли его комедии: «Веер леди Уиндермир» («Lady Windermere’s fan», 1892, рус. пер. 1897), «Идеальный муж» («An ideal husband», 1895, рус. пер. 1907), «Как важно быть серьёзным» («The importance of being earnest», 1895, рус. пер. 1910) и др., отмеченные иронич. изображением совр. светского общества, неожиданностью сюжетных коллизий, убедительностью характеров и искромётным юмором. Символистско-декадентское прочтение евангельского сюжета о Иоанне Крестителе в драме «Саломея» («Salomé», 1893, на франц. яз.; рус. пер. 1906) повлекло цензурный запрет пьесы. Опыт тюремного заключения отразился в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» («The ballad of Reading gaol», 1898, рус. пер. 1903) и эссе-исповеди «De profundis» (изд. в 1905, сокр. рус. пер. 1906). Автор многочисл. эссе и лекций по проблемам эстетики, лит.-критич. статей, в т. ч. о рус. романе.