Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УА́ЙЛЬД УАЙЛД ОСКАР ФИНГАЛ О’ФЛАЭРТИ УИЛС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 640-641

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

УА́ЙЛЬД, Уайлд (Wilde) Ос­кар Фин­гал О’Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дуб­лин – 30.11.1900, Па­риж), англ. пи­са­тель. Ир­лан­дец по про­ис­хо­ж­де­нию. Пи­сал на англ. и франц. язы­ках. Отец – врач-оф­таль­мо­лог, лю­би­тель ар­хео­ло­гич. древ­но­стей, мать – по­этес­са, хо­зяй­ка лит. са­ло­на. Окон­чил Окс­форд­ский ун-т (1879). Сре­ди пер­вых лит. опы­тов – сб. «Сти­хо­тво­ре­ния» («Poems», 1881) в ро­ман­тич. сти­ле и тра­ге­дия в сти­хах «Гер­цо­ги­ня Па­ду­ан­ская» («The duchess of Padua», 1883, рус. пер. В. Я. Брю­со­ва, 1911), вы­звав­шая ин­те­рес кри­ти­ки. Под влия­ни­ем идей Дж. Рёс­ки­на и У. Па­те­ра раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную эс­те­тич. кон­цеп­цию, ут­вер­ждаю­щую при­ори­тет ис­кус­ст­ва над жиз­нью. В 1882 по­се­тил США и Ка­на­ду, где чи­тал лек­ции об ис­кус­ст­ве и лит-ре. В 1887–89 ре­дак­тор ж. «Woman’s World». Вы­зы­ваю­щая не­стан­дарт­ность по­ве­де­ния У. по­слу­жи­ла при­чи­ной ря­да скан­да­лов и при­ве­ла к су­деб­но­му про­цес­су, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го ста­ли в 1895 при­го­вор по об­ви­не­нию в без­нрав­ст­вен­но­сти и тю­рем­ное за­клю­че­ние. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния (1897) пе­ре­ехал в Па­риж, где жил в ни­ще­те и оди­но­че­ст­ве.

Твор­че­ст­во У. 1880-х гг. от­ме­че­но от­чёт­ли­вым влия­ни­ем англ. ро­ман­тиз­ма и нео­ро­ман­тиз­ма; ему при­су­щи сме­лость ху­дож. экс­пе­ри­мен­та, от­кры­тая па­ра­док­саль­ность, эс­те­тизм, изы­скан­ная сти­ли­сти­ка. Иро­нич. па­ро­ди­ро­ва­ние го­ти­че­ско­го ро­ма­на и вик­то­ри­ан­ской бы­то­вой про­зы от­ли­ча­ет сбор­ни­ки ли­рич. ска­зок (во мно­гом свя­зан­ных с твор­че­ст­вом Х. К. Ан­дер­се­на) «Сча­ст­ли­вый принц и дру­гие ис­то­рии» («The happy prince and other stories», 1888) и «Гра­на­то­вый до­мик» («House of pomegranates», 1891), по­вес­ти сб. «Пре­сту­п­ле­ние лор­да Ар­ту­ра Се­ви­ля и дру­гие ис­то­рии» («Lord Arthur Savile’s crime and other stories», 1891), про­ник­ну­тые глу­бо­кой фи­ло­со­фич­но­стью с эле­мен­та­ми ди­дак­ти­ки, сим­во­лиз­мом и ал­ле­го­риз­мом. Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние У.-про­заи­ка – ро­ман «Порт­рет До­риа­на Грея» («The picture of Dorian Gray», 1891, рус. пер. 1906), ис­то­рия ду­хов­ной де­гра­да­ции свет­ско­го про­жи­га­те­ля жиз­ни. Боль­шой ус­пех У. при­нес­ли его ко­ме­дии: «Ве­ер ле­ди Уин­дер­мир» («Lady Winder­mere’s fan», 1892, рус. пер. 1897), «Иде­аль­ный муж» («An ideal husband», 1895, рус. пер. 1907), «Как важ­но быть серь­ёз­ным» («The importance of being earnest», 1895, рус. пер. 1910) и др., от­ме­чен­ные иро­нич. изо­бра­же­ни­ем совр. свет­ско­го об­ще­ст­ва, не­ожи­дан­но­стью сю­жет­ных кол­ли­зий, убе­ди­тель­но­стью ха­рак­те­ров и ис­кро­мёт­ным юмо­ром. Сим­во­ли­ст­ско-де­ка­дент­ское про­чте­ние еван­гель­ско­го сю­же­та о Ио­ан­не Кре­сти­те­ле в дра­ме «Са­ло­мея» («Salomé», 1893, на франц. яз.; рус. пер. 1906) по­влек­ло цен­зур­ный за­прет пье­сы. Опыт тю­рем­но­го за­клю­че­ния от­ра­зил­ся в по­эме «Бал­ла­да Ре­динг­ской тюрь­мы» («The ballad of Reading gaol», 1898, рус. пер. 1903) и эс­се-ис­пове­ди «De profundis» (изд. в 1905, сокр. рус. пер. 1906). Ав­тор мно­го­числ. эс­се и лек­ций по про­бле­мам эс­те­ти­ки, лит.-кри­тич. ста­тей, в т. ч. о рус. ро­ма­не.

Соч.: The works. L., 1908. Vol. 1–14; Собр. соч.: В 3 т. М., 2003; The сomplete works. N. Y., 2008; Пись­ма. М., 2012.

Лит.: Ellmann R. O. Wilde. N. Y., 1988; Со­ко­лян­ский М. Г. О. Уайльд: Очерк твор­че­ст­ва. К.; Од., 1990; Об­раз­цо­ва А. Г. Вол­шеб­ник или шут?: Те­атр О. Уай­ль­да. СПб., 2001; Ланг­лад Ж. де. О. Уайльд, или Прав­да ма­сок. М., 2006; Sherard R. H. The life of O. Wilde. Winterfish, 2006; Ли­вер­гант А. Я. О. Уайльд. М., 2014; О. Уайльд в Рос­сии: Биб­лио­гра­фи­чес­кий указ. 1892–2000. М., 2000.

Вернуться к началу