А́НДЕРСЕН
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́НДЕРСЕН (Andersen) Ханс Кристиан (2.4.1805, Оденсе – 4.8.1875, Копенгаген), дат. писатель. Родился в семье сапожника и прачки. Учился в Копенгагенском ун-те. Известность А. принесли стих. «Умирающее дитя» («Det døende Barn», 1827) и иронически-романтич. фантазии в виде путевых заметок «Прогулка от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» («Fodreise fra Holmens Canal til Østpynten af Amager», 1829). Выступал в разл. лит. жанрах, пользовался популярностью как романист. В центре романов «Импровизатор» («Improvisatoren», 1835; рус. пер. 1844), «Всего лишь скрипач» («Kun en Spillemand», 1837; рус. пер. 2001) и «Счастливчик Пер» («Lykke-Peer», 1870) – романтич. конфликт гения и толпы. Верой в бессмертие души пронизан роман «Быть или не быть» («At være eller ikke være», 1857). Книги путевых заметок А. [«Теневые картины» («Skyggebilleder», 1831) – о путешествии в Германию; «Базар поэта» («En Digters Bazar», 1842) – о путешествии на Восток] соединяют документализм с игрой фантазии. Гл. вклад А. в драматургию – романтич. драма «Мулат» («Mulatten», 1840), утверждающая идею равенства людей, независимо от их национальности и происхождения. В сказочных комедиях «Дороже жемчуга и злата» («Meer end Perler og Guld», 1849), «Оле Лукойе» («Ole Lukøie», 1850), «Бузинная матушка» («Hyldemoer», 1851) и др. воплощаются нар. идеалы добра и справедливости.
Венец творчества А. – его сказки; всего их св. 160 [шесть выпусков «Сказок, рассказанных детям» («Eventyr, fortalte for børn»), 1835–37, 1838–42; пять выпусков «Новых сказок» («Nye eventyr»), 1843–48]. В ранних сказках А. лишь слегка обрабатывает фольклорные сюжеты, приближая их к современности; в дальнейшем его сказки приобретают всё более авторский характер, а детская непосредственность мироощущения дополняется глубиной содержания. Фольклорная традиция соединяется в них с лит. влияниями (в первую очередь – нем. романтиков), а христианские мотивы – с пантеизмом и несколько наивным оптимизмом. Прозаич. быт у А. волшебным образом одухотворяется [«Штопальная игла» («Stoppenaalen», 1846); «Старый уличный фонарь» («Den gamble gadeløste», 1847)], иск-во побеждает смерть [«Соловей» («Nattergalen», 1843)], искреннее чувство торжествует над холодным и злым разумом [«Снежная королева» («Sneedronningen», 1844)]. А. создаёт разнообразные жанровые модификации сказки, придавая ей характер жестокого гор. романса [«Девочка со спичками» («Den lille pige med svovlstikkerne», 1845)], социальной [«Пропащая» («Hun duede ikke», 1853)] и библейской [«Философский камень» («De Vises steen», 1861)] притчи, старинной легенды [«Хольгер Датчанин» («Holger Danske», 1845)], филос. аллегории [«Мертвец» («Dødningen», 1829); «Колокол» («Klokken», 1845)], стихотворения в прозе [«С крепостного вала» («Et billede fra Castelvolden», 1852)]. Наиболее серьёзные и драматичные сказки А. нередко автобиографичны [«Гадкий утёнок» («Den grimme Ælling», 1843)]. С 1850-х гг., наряду со сказками, А. пишет «истории» («Historier», вып. 1–2, 1852–53) и «Новые сказки и истории» («Nye eventyr og historier», вып. 1–10, 1858–72). В сравнении со сказками в них усилен элемент жизнеподобия. А. неоднократно обращался к жанру автобиографии [«Книга жизни Х. К. Андерсена» («H. C. Andersens Levnedsbog», 1832; опубл. в 1926); «Сказка моей жизни» («Mit Livs Eventyr»), 1855; расширенный вариант – Нью-Йорк, 1871].