ИОА́НН КРЕСТИ́ТЕЛЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН КРЕСТИ́ТЕЛЬ, Иоанн Предтеча (’Ιωάννης Βαπτιστής) (ум. ок. 29 н. э.), в христианстве последний пророк, предтеча Христа Мессии, возвестивший о Его скором пришествии (Ин. 1:19–27), святой.
Упомянут в Четвероевангелии, наиболее полный рассказ о рождении и жизни И. К. содержится в Евангелии от Луки. Сын Захарии, священника из Авиевой чреды, и Елисаветы, из рода Ааронова, состоявшей в родстве с Матерью Иисуса Христа Марией (см. Богородица). О будущем рождении сына Захария узнал от ангела в момент каждения в храме, совершавшегося им по священническому жребию (Лк. 1:5–25). Местом рождения И. К., произошедшего примерно за 6 мес до рождения Иисуса, называется «нагорная страна Иудейская» (Лк. 1:65). Рождению И. К. предшествовала встреча Елисаветы и Марии, когда младенец во чреве Елисаветы приветствовал грядущего Спасителя (Лк. 1:44). О годах отрочества и юности И. К. сведений нет, за исключением указания на постоянное пребывание его «в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). В пятнадцатый год правления имп. Тиберия И. К. начал проповедь «по всей окрестной стране Иорданской» (Лк. 3:3). В основу проповеди был положен призыв к очищению и благотворению как предуготовлению к встрече грядущего Мессии: «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов...» (Лк. 3:3); «…я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). В Вифаваре при Иордане И. К. встретился с Иисусом, здесь произошло крещение Иисуса (Ин. 1:28–34), ученики И. К. тогда же первыми обратились (пришли к вере) к Спасителю (Ин. 1:35–37). В своей проповеди И. К. затрагивал злободневные проблемы религ.-политич. жизни иудейского населения Палестины, и прежде всего постыдное и оскверняющее с точки зрения иудейского религ. закона (Книга Левит) сожительствование Ирода Антипы, четвертовластника в Иудее, с Иродиадой, женой его брата Филиппа, при жизни последнего. Проповедь И. К. о грядущем Мессии и резкая критика нравственного облика правителя Иудеи представляли существенную политич. угрозу. По приказу Ирода И. К. был заключён в тюрьму (Лк. 3:19–20), где позднее был казнён. Евангельское изложение свидетельствует, что казнь И. К. (через усекновение главы) состоялась по требованию Саломеи, дочери Иродиады, специально наученной матерью просить голову И. К. как награду за исполненный на пиру Ирода танец (Мк. 6:21–29).
Описание пустынножительства И. К., а также осн. положений его проповеди позволяет заключить, что по религ. мировоззрению он был близок к ессеям. На это указывают, в частности, мессианские и социальные аспекты проповеди, практика длительных постов в среде учеников И. К., обусловившая их полемику с Иисусом (Мф. 9:14–15), использование ритуального омовения, осмысленного И. К. как элемент духовного предуготовления к пришествию Мессии.
Дни памяти в Рус. православной церкви – 24 июня (7 июля) рождество, 29 авг. (11 сент.) усекновение главы, 7(20) янв., 24 февр. (9 марта), 25 мая (7 июня), 23 сент. (6 окт.), 12(25) окт.; в Римско-католич. церкви – 24 июня, 29 авг., 24 февр.
Иконография
Наиболее ранние изображения И. К. встречаются в росписях рим. катакомб (в сцене Крещения Господня; 2–3 вв.), где он предстаёт в образе зрелого мужа с короткой бородой, одетый как философ-киник – в плащ-паллий или в препоясание на чреслах. С 4 в. он изображается как пророк, в одеянии из верблюжьей (позднее – овечьей) шкуры, с кожаным поясом, в плаще, часто – с обнажёнными до колен ногами (икона из мон. Св. Екатерины на Синае, 6 в., Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев). В дальнейшем встречается трактовка образа И. К. как учителя и проповедника (в композиции деисуса), одетого, подобно апостолам, в хитон и плащ-гиматий, обычно зелёного цвета (символ крещения и обновления). В визант. иск-ве с 13 в. появляется тип «Иоанн Креститель – Ангел пустыни», где святой наделён крыльями, символизирующими его девственность и напоминающими о словах Евангелия от Марка (1:2): «...вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою». Атрибуты И. К. – книга, агнец, посох, чаша (иногда с Жертвенным Младенцем или с отрубленной головой самого И. К.), в зап. традиции также кувшин, раковина, акрида, блюдо с пчелиными сотами. Начиная с эпохи Ренессанса И. К. нередко изображали в виде полуобнажённого юноши (статуя Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно, ок. 1450, Нац. музей Барджелло, Флоренция; картина «Иоанн Креститель с агнцем» Караваджо, 1601–02, Капитолийские музеи, Рим) или ребёнка, часто со Св. семейством (картон «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и св. Анной» Леонардо да Винчи, нач. 1500-х гг., Нац. галерея, Лондон; «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» Рафаэля, 1507, Лувр, Париж), иногда с агнцем («Младенец Иоанн Креститель с агнцем» Б. Э. Мурильо, 1660–1665, Нац. галерея, Лондон). Отд. сцены жития И. К. с 4 в. известны в росписях и мозаиках баптистериев, с 6 в. – в миниатюрах рукописей (Евангелие Раввулы, 586, Б-ка Лауренциана, Флоренция). Житийные циклы встречаются в храмах, посвящённых И. К. (фрески алтарной капеллы собора Санто-Стефано в Прато Филиппо Липпи, 1452–66), в диаконниках визант. и рус. церквей (собор Рождества Богородицы Антониева мон. в Новгороде, 1125), в житийных иконах («Св. Иоанн Предтеча в пустыне», мон. Св. Екатерины на Синае, кон. 12 в.; «Св. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах», 1-я четв. 17 в., Музей-заповедник «Коломенское», Москва). Циклы, как правило, включают сюжеты с обретением главы И. К., причём второе и третье обретения объединяются. Распространёнными самостоят. сюжетами иконописи и живописи стали «Рождество Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Усекновенная глава Иоанна Крестителя» [в поствизантийской и рус. иконописи её изображают лежащей в чаше или на блюде; в зап.-европ. традиции её несёт Саломея («Саломея с головой Иоанна Крестителя» Л. Кранаха Старшего, ок. 1530, Музей изобразит. искусств, Будапешт; то же – Г. Рени, 1639, Нац. галерея Корсини, Рим)]. В 19 в. к образу И. К. обращались редко («Усекновение главы Иоанна Крестителя» П. Пюви де Шаванна, 1869, Нац. галерея, Лондон; «Иоанн Креститель» О. Родена, 1878–80, Музей Виктории и Альберта, Лондон).