Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ИСУС

Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова

ДЕ́ИСУС (от греч. δέησις – про­ше­ние, мо­ле­ние), ико­на или груп­па икон, где в цен­тре по­ме­щён Гос­подь Все­дер­жи­тель, спра­ва и сле­ва от не­го – Бо­го­ма­терь и Ио­анн Пред­те­ча, архан­ге­лы и свя­тые в по­зе мо­лит­вен­но­го пред­стоя­ния. Осн. смысл Д. – мо­ле­ние за род че­ло­ве­че­ский на Страш­ном су­де. Воз­мож­но, один из пер­вых Д. рас­по­ла­гал­ся на ал­тар­ной пре­гра­де Свя­той Со­фии хра­ма в Кон­стан­ти­но­по­ле (6 в.). Су­ще­ст­ву­ют Д. ог­лав­ные, оп­леч­ные, по­яс­ные и рос­то­вые. Наи­бо­лее ран­ний рус. Д. – ог­лав­ный (вла­ди­ми­ро-суз­даль­ская ико­на 1-й тре­ти 13 в., ГТГ). В Др. Ру­си Д. на­зы­вал­ся центр. ряд ико­но­ста­са, а так­же весь ико­но­стас в це­лом.

Лит.: Мыс­ли­вец Й. Про­ис­хо­ж­де­ние «Деи­су­са» // Ви­зан­тия. Юж­ные сла­вя­не и Древ­няя Русь. За­пад­ная Ев­ро­па. М., 1973; Щен­ни­ко­ва Л. Деисус в византийском мире. Исто­рио­графический обзор // Вопросы искусство­зна­ния. 1994. № 2/3.

Вернуться к началу