СВЯТО́Й СОФИ́И ХРАМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯТО́Й СОФИ́И ХРАМ, собор Святой Софии, Премудрости Божией; Святая София Константинопольская (греч. – Айя-София, ‘Αγία Σοφία, полное назв. – Ναός tῆς ‘Αγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. – Ayasofya), памятник архитектуры в Стамбуле. Самая величественная постройка юстиниановской эпохи, храм построен в Константинополе в 532–537 [на месте предшествовавших храмов – 324–337 (сгорел в 404) и «Базилики Феодосия» (освящена в 415, сгорела в 532, сохр. фундаменты и фрагменты)] зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета как патриарший собор, близ имп. дворца (см. илл. к ст. Византия). С нач. 7 в. собор Св. Софии становится постоянным местом коронации визант. императоров (василевсов). Согласно летописному преданию, красота богослужения, великолепие архитектуры и убранства собора, увиденные послами киевского кн. Владимира Святославича, побудили его к принятию христианства визант. обряда (гл. храмы Руси 11 в. также посвящены Софии, Премудрости Божией, – в Киеве, Новгороде, Полоцке).
Уникальный по замыслу и воплощению храм не имел прямых предшественников в зодчестве Византии; св. 1000 лет он оставался самым большим христианским храмом в мире. По архит. типу представляет собой купольную базилику. Предположительно в основе его замысла лежит стремление соединить самые масштабные постройки Древнего Рима – поставить купол Пантеона на базилику Максенция. Центрич. начало доминирует – грандиозный купол (диаметр ок. 33 м, выс. 55,6 м), прорезанный 40 окнами, царит в пространстве, его поддерживают 4 мощных центр. столба, разделяющие внутр. пространство на 3 нефа, среди которых доминирует центральный (см. илл. к ст. Архитектура). Распор купола с запада и востока погашается полукуполами, каждый из которых опирается на 3 полукупола меньшей величины (на западе центральный из них заменён цилиндрич. сводом). Центр. пространство обрамляет 2-ярусный круговой обход в боковых нефах и нартексе. Необычная инж. конструкция создаёт образ саморазвивающегося пространства, перетекающего, свободного, всюду открытого глазу и, кажется, освобождённого от к.-л. опор и преград. Ритмич. система полукуполов мощно выделяет центр, в то же время подчёркивает направленность движения к алтарю. Конха апсиды включена в систему полукуполов, благодаря чему обе части архит. композиции, предназначенные для священного ритуала – купол и апсида, амвон и алтарь, оказываются неразрывно связанными. Поперечный распор купола (с севера на юг) переносится через систему крестовых сводов боковых нефов на мощные столбы-контрфорсы, размещённые в наружных стенах (всего 8). Перекрытые крестовыми сводами боковые нефы представляют собой эффектную анфиладу арочных проёмов и живописных перекрестий колоннад (108 колонн из мрамора разных цветов). По своим композициям они близки светскому дворцовому строительству. Собор выстроен из кирпича с прокладками из тёсаного камня, его массивные подкупольные столбы – из крупных отёсанных блоков известняка. Однако тяжесть каменных стен и столбов, всё массивное, вещественное исключается из этой архитектуры, призванной лишь обрамлять бесплотное, почти иррациональное пространство, не отвлекая от его чистого созерцания. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, способными отражать потоки света; стены воспринимаются как тонкие перегородки. Наружные стены выглядят ажурно, ибо они почти сплошь заняты окнами. Внутр. стены, отделяющие боковые нефы от центрального, облегчённые внизу частыми аркадами, а вверху – окнами, утрачивают «телесность», превращаются в хрупкие преграды. Все тектонич. силы в здании оказываются спрятанными. Лучи света делают внутр. пространство торжественным и светящимся. Храм Св. Софии не стал образцом для последующего развития визант. архитектуры, однако дал для него мощный импульс; окончательно восторжествовала идея купольного храма. Этот храм, несомненно, повлиял на сложение турецкого (османского) типа центрально-купольной мечети.
Стены покрыты мозаиками (с 6 в. – орнаментальными в куполе, галереях и нартексе; в 9–13 вв. – фигуративными): в куполе – возможно, «Пантократор» (закрыт исламской каллиграфией), в парусах – серафимы (кон. 10 в.; в 2009 расчищен лик сев.-вост. серафима), в центр. апсиде на золотом фоне 6 в. – «Богоматерь с Младенцем на престоле» и архангел Гавриил (ок. 867), в сев. тимпане – 6 святителей (ок. 878), в сев. галерее 2-го этажа – «Имп. Александр» (912–913), в юж. галерее – «Имп. Константин IX Мономах и имп. Зоя перед Христом» (1030–40-е гг.; см. илл. к ст. Ктитор), «Имп. Иоанн II Комнин с женой Ириной и сыном Алексеем перед Богоматерью с Младенцем» (1118 или ок. 1122), «Деисус» (предположительно 3-я четв. 13 в.); над центр. Императорскими вратами – «Спаситель на престоле с припадающим имп. Львом VI Мудрым» (между 886 и 912); над юж. вратами Вестибюля воинов – «Богородица с Младенцем на престоле с предстоящими императорами Юстинианом I и Константином Великим» (сер. 10 в.). Также сохранились мраморные вазы из Пергама, Омфалос (место императора, отмеченное напольной мозаикой), надгробие венецианского дожа Э. Дандоло (1205), надписи (в т. ч. рунические). С юго-запада к собору примыкает визант. баптистерий (нач. 5 или 6 вв.; гробница султана Мустафы I), с северо-востока – круглое помещение скевофелакия (дарохранительницы).
Собор восстанавливался после землетрясений в 558–562 (внук Исидора из Милета Исидор Младший поднял купол на 6 м), 990–994 (арх. Трдат; добавлены контрфорсы, восстановлена часть купола) и 1346–54. Разграблен крестоносцами в 1204. В 1453 превращён в мечеть (росписи и мозаики замазаны штукатуркой; в 16 в. добавлены контрфорсы, 4 минарета, сооружён полумесяц над куполом, новый минбар, кафедра для муэдзина, трон султана; в 1739 между юж. контрфорсами пристроена б-ка). В 16–18 вв. вокруг собора построены мавзолеи султанов (6-гранный Мурада III, 1594; 8-гранный Мехмеда III, 1608; и др.), медресе, имарет (кухни для бедных; оба 1739) и фонтан (1740). В 1847–49 собор реставрирован бр. Г. и Дж. Фоссати; временно раскрыты мозаики, отремонтированы михраб и ложа султана, созданы 8 круглых щитов с цитатами из Корана и с именами Аллаха, пророка Мухаммеда, его внуков Хасана и Хусейна и четырёх первых халифов (каллиграф Мустафа Иззет Эфенди). С 1935 музей (в 1934–39 частично расчищены мозаики). Храм Св. Софии включён в список Всемирного наследия.