Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯТО́Й СОФИ́И ХРАМ

Авторы: О. С. Попова (архитектура)

СВЯТО́Й СОФИ́И ХРАМ, со­бор Свя­той Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей; Свя­тая Со­фия Кон­стан­ти­но­поль­ская (греч. – Айя-Со­фия, ‘Αγα Σοφα, пол­ное назв. – Ναός tῆςΑγας το Θεο Σοφας; тур. – Aya­so­fya), па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в Стам­бу­ле. Са­мая ве­ли­че­ст­вен­ная по­строй­ка юс­ти­ниа­нов­ской эпо­хи, храм по­стро­ен в Кон­стан­ти­но­по­ле в 532–537 [на мес­те пред­ше­ст­во­вав­ших хра­мов – 324–337 (сго­рел в 404) и «Ба­зи­ли­ки Фео­до­сия» (ос­вя­ще­на в 415, сго­ре­ла в 532, сохр. фун­да­мен­ты и фраг­мен­ты)] зод­чи­ми Ан­фи­ми­ем из Тралл и Иси­до­ром из Ми­ле­та как пат­ри­ар­ший со­бор, близ имп. двор­ца (см. илл. к ст. Ви­зан­тия). С нач. 7 в. со­бор Св. Со­фии ста­но­вит­ся по­сто­ян­ным ме­стом ко­ро­на­ции ви­зант. им­пе­ра­то­ров (ва­си­лев­сов). Со­глас­но ле­то­пис­но­му пре­да­нию, кра­со­та бо­го­слу­же­ния, ве­ли­ко­ле­пие ар­хи­тек­ту­ры и уб­ран­ст­ва со­бо­ра, уви­ден­ные по­сла­ми ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча, по­бу­ди­ли его к при­ня­тию хри­сти­ан­ст­ва ви­зант. об­ря­да (гл. хра­мы Ру­си 11 в. так­же по­свя­ще­ны Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, – в Кие­ве, Нов­го­ро­де, По­лоц­ке).

«Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Вид с юго-запада». Раскрашенная гравюра. Сер. 19 в. Архив «Православной энциклопедии»

Уни­каль­ный по за­мыс­лу и во­пло­ще­нию храм не имел пря­мых пред­ше­ст­вен­ни­ков в зод­че­ст­ве Ви­зан­тии; св. 1000 лет он ос­та­вал­ся са­мым боль­шим хри­с­тиан­ским хра­мом в ми­ре. По ар­хит. ти­пу пред­став­ля­ет со­бой ку­поль­ную ба­зи­ли­ку. Пред­по­ло­жи­тель­но в ос­но­ве его за­мыс­ла ле­жит стрем­ле­ние со­еди­нить са­мые мас­штаб­ные по­строй­ки Древ­не­го Ри­ма – по­ста­вить ку­пол Пан­те­о­на на ба­зи­ли­ку Мак­сен­ция. Цен­трич. на­ча­ло до­ми­ни­ру­ет – гран­ди­оз­ный ку­пол (диа­метр ок. 33 м, выс. 55,6 м), про­ре­зан­ный 40 ок­на­ми, ца­рит в про­стран­ст­ве, его под­дер­жи­ва­ют 4 мощ­ных центр. стол­ба, раз­де­ляю­щие внутр. про­стран­ст­во на 3 не­фа, сре­ди ко­то­рых до­ми­ни­ру­ет цен­траль­ный (см. илл. к ст. Ар­хи­тек­ту­ра). Рас­пор ку­по­ла с за­па­да и вос­то­ка по­га­ша­ет­ся по­лу­ку­по­ла­ми, ка­ж­дый из ко­то­рых опи­ра­ет­ся на 3 по­лу­ку­по­ла мень­шей ве­ли­чи­ны (на за­па­де цен­траль­ный из них за­ме­нён ци­лин­д­рич. сво­дом). Центр. про­стран­ст­во об­рам­ля­ет 2-ярус­ный кру­го­вой об­ход в бо­ко­вых не­фах и нар­тек­се. Не­обыч­ная инж. кон­ст­рук­ция соз­да­ёт об­раз са­мо­раз­ви­ваю­ще­го­ся про­стран­ст­ва, пе­ре­те­каю­ще­го, сво­бод­но­го, всю­ду от­кры­то­го гла­зу и, ка­жет­ся, ос­во­бо­ж­дён­но­го от к.-л. опор и пре­град. Рит­мич. сис­те­ма по­лу­ку­по­лов мощ­но вы­де­ля­ет центр, в то же вре­мя под­чёр­ки­ва­ет на­прав­лен­ность дви­же­ния к ал­та­рю. Кон­ха ап­си­ды вклю­че­на в сис­те­му по­лу­ку­по­лов, бла­го­да­ря че­му обе час­ти ар­хит. ком­по­зи­ции, пред­на­з­на­чен­ные для свя­щен­но­го ри­туа­ла – ку­пол и ап­си­да, ам­вон и ал­тарь, ока­зы­ва­ют­ся не­раз­рыв­но свя­зан­ны­ми. По­пе­реч­ный рас­пор ку­по­ла (с се­ве­ра на юг) пе­ре­но­сит­ся че­рез сис­те­му кре­сто­вых сво­дов бо­ко­вых не­фов на мощ­ные стол­бы-контр­фор­сы, раз­ме­щён­ные в на­руж­ных сте­нах (все­го 8). Пе­ре­кры­тые кре­сто­вы­ми сво­да­ми бо­ко­вые не­фы пред­став­ля­ют со­бой эф­фект­ную ан­фи­ла­ду ароч­ных про­ёмов и жи­во­пис­ных пе­ре­кре­стий ко­лон­над (108 ко­лонн из мра­мо­ра раз­ных цве­тов). По сво­им ком­по­зи­ци­ям они близ­ки свет­ско­му двор­цо­во­му строи­тель­ст­ву. Со­бор вы­стро­ен из кир­пи­ча с про­клад­ка­ми из тё­са­но­го кам­ня, его мас­сив­ные под­ку­поль­ные стол­бы – из круп­ных отё­сан­ных бло­ков из­вест­ня­ка. Од­на­ко тя­жесть ка­мен­ных стен и стол­бов, всё мас­сив­ное, ве­ще­ст­вен­ное ис­клю­ча­ет­ся из этой ар­хи­тек­ту­ры, при­зван­ной лишь об­рам­лять бес­плот­ное, поч­ти ир­ра­цио­наль­ное про­стран­ст­во, не от­вле­кая от его чис­то­го со­зер­ца­ния. Под­ку­поль­ные стол­бы за­мас­ки­ро­ва­ны цвет­ны­ми мра­мор­ны­ми пли­та­ми, спо­соб­ны­ми от­ра­жать по­то­ки све­та; сте­ны вос­при­ни­ма­ют­ся как тон­кие пе­ре­го­род­ки. На­руж­ные сте­ны вы­гля­дят ажур­но, ибо они поч­ти сплошь за­ня­ты ок­на­ми. Внутр. сте­ны, от­де­ляю­щие бо­ко­вые не­фы от цен­траль­но­го, об­лег­чён­ные вни­зу час­ты­ми ар­ка­да­ми, а ввер­ху – ок­на­ми, ут­ра­чи­ва­ют «те­лес­ность», пре­вра­ща­ют­ся в хруп­кие пре­гра­ды. Все тек­то­нич. си­лы в зда­нии ока­зы­ва­ют­ся спря­тан­ны­ми. Лу­чи све­та де­ла­ют внутр. про­стран­ст­во тор­же­ст­вен­ным и све­тя­щим­ся. Храм Св. Со­фии не стал об­раз­цом для по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры, од­на­ко дал для не­го мощ­ный им­пульс; окон­ча­тель­но вос­тор­же­ст­во­ва­ла идея ку­поль­но­го хра­ма. Этот храм, не­со­мнен­но, по­вли­ял на сло­же­ние ту­рец­ко­го (ос­ман­ско­го) ти­па цен­траль­но-ку­поль­ной ме­че­ти.

Фото Р. И. Нечушкина «Деисус». Мозаика в южной галерее храма Святой Софии. 3-я четв. 13 в. (?).

Сте­ны по­кры­ты мо­заи­ка­ми (с 6 в. – ор­на­мен­таль­ны­ми в ку­по­ле, га­ле­ре­ях и нар­тек­се; в 9–13 вв. – фи­гу­ра­тив­ны­ми): в ку­по­ле – воз­мож­но, «Пан­то­кра­тор» (за­крыт ис­лам­ской кал­ли­гра­фи­ей), в па­ру­сах – се­ра­фи­мы (кон. 10 в.; в 2009 рас­чи­щен лик сев.-вост. се­ра­фи­ма), в центр. ап­си­де на зо­ло­том фо­не 6 в. – «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на пре­сто­ле» и ар­хан­гел Гав­ри­ил (ок. 867), в сев. тим­па­не – 6 свя­ти­те­лей (ок. 878), в сев. га­ле­рее 2-го эта­жа – «Имп. Алек­сандр» (912–913), в юж. га­ле­рее – «Имп. Кон­стан­тин IX Мо­но­мах и имп. Зоя пе­ред Хри­стом» (1030–40-е гг.; см. илл. к ст. Кти­тор), «Имп. Ио­анн II Ком­нин с же­ной Ири­ной и сы­ном Алек­се­ем пе­ред Бо­го­ма­те­рью с Мла­ден­цем» (1118 или ок. 1122), «Деи­сус» (пред­по­ло­жи­тель­но 3-я четв. 13 в.); над центр. Им­пе­ра­тор­ски­ми вра­та­ми – «Спа­си­тель на пре­сто­ле с при­па­даю­щим имп. Львом VI Муд­рым» (ме­ж­ду 886 и 912); над юж. вра­та­ми Вес­ти­бю­ля вои­нов – «Бо­го­ро­ди­ца с Мла­ден­цем на пре­сто­ле с пред­стоя­щи­ми им­пе­ра­то­ра­ми Юс­ти­ниа­ном I и Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким» (сер. 10 в.). Так­же со­хра­ни­лись мра­мор­ные ва­зы из Пер­га­ма, Ом­фа­лос (ме­сто им­пе­ра­то­ра, от­ме­чен­ное на­поль­ной мо­заи­кой), над­гро­бие ве­не­ци­ан­ско­го до­жа Э. Дан­до­ло (1205), над­пи­си (в т. ч. ру­ни­че­ские). С юго-за­па­да к со­бо­ру при­мы­ка­ет ви­зант. бап­ти­сте­рий (нач. 5 или 6 вв.; гроб­ни­ца сул­та­на Мус­та­фы I), с се­ве­ро-вос­то­ка – круг­лое по­ме­ще­ние ске­во­фе­ла­кия (да­ро­хра­ни­тель­ни­цы).

Со­бор вос­ста­нав­ли­вал­ся по­сле зем­ле­тря­се­ний в 558–562 (внук Иси­до­ра из Ми­ле­та Иси­дор Млад­ший под­нял ку­пол на 6 м), 990–994 (арх. Трдат; до­бав­ле­ны контр­фор­сы, вос­ста­нов­ле­на часть ку­по­ла) и 1346–54. Раз­граб­лен кре­сто­нос­ца­ми в 1204. В 1453 пре­вра­щён в ме­четь (рос­пи­си и мо­заи­ки за­ма­за­ны шту­ка­тур­кой; в 16 в. до­бав­ле­ны контр­фор­сы, 4 ми­на­ре­та, со­ору­жён по­лу­ме­сяц над ку­по­лом, но­вый мин­бар, ка­фед­ра для му­эд­зи­на, трон сул­та­на; в 1739 ме­ж­ду юж. контр­фор­са­ми при­строе­на б-ка). В 16–18 вв. во­круг со­бо­ра по­строе­ны мав­зо­леи сул­та­нов (6-гран­ный Му­ра­да III, 1594; 8-гран­ный Мех­ме­да III, 1608; и др.), мед­ре­се, има­рет (кух­ни для бед­ных; оба 1739) и фон­тан (1740). В 1847–49 со­бор рес­тав­ри­ро­ван бр. Г. и Дж. Фос­са­ти; вре­мен­но рас­кры­ты мо­заи­ки, от­ре­мон­ти­ро­ва­ны мих­раб и ло­жа сул­та­на, соз­да­ны 8 круг­лых щи­тов с ци­та­та­ми из Ко­ра­на и с име­на­ми Ал­ла­ха, про­ро­ка Му­хам­ме­да, его вну­ков Ха­са­на и Ху­сей­на и че­ты­рёх пер­вых ха­ли­фов (кал­ли­граф Мустафа Иззет Эфен­ди). С 1935 му­зей (в 1934–39 час­тич­но рас­чи­ще­ны мо­заи­ки). Храм Св. Со­фии вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Мо­заи­ки со­бо­ра Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле // Ла­за­рев В. Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986; Hagia Sophia from the age of Justinian to the present. Camb.; N. Y., 1992; Mainstone R. J. Hagia Sophia. Architecture, structure and li­tur­gy of Justinian’s great church. L., 1997; Man­go C., Ertuğ A. Hagia Sophia. A vision for empi­res. İst., 1997; Teteriatnikov N. B. Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul... Wash., 1998; Ев­ту­шен­ко Г. Храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. СПб., 2008.

Вернуться к началу