АРХИТЕКТУ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХИТЕКТУ́РА (лат. architectura, от греч. ἀρχιτέϰτων, букв. – главный строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, организующие пространственную среду жизнедеятельности человека. Относится к пластич. искусствам. Произведениями А. являются здания, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, мосты, набережные, эстакады и виадуки, ретрансляц. башни и др). К отд. областям А. относятся архитектура малых форм и ландшафтная архитектура. Традиционно А. включала выполнение планов для строительства и развития поселений, однако по мере усложнения совр. гор. инфраструктуры (включая инженерные коммуникации) создание или реконструкция городов, тем более регулирование систем расселения в масштабе регионов, выделились в особую, граничащую с А. область – градостроительство.
Специфич. особенностью А. является неразрывная связь утилитарного и худож. начал, что отличает её, с одной стороны, от строительства, с другой – от неизобразительных произведений скульптуры (в то же время граница между А., строительством и монументальной скульптурой условна и исторически изменчива).
Как вид иск-ва А. использует такие средства создания худож. образа, как архитектоника сооружения и его элементов, геометрич. построение формы, её пропорции; cоразмерность А. человеку (масштабность); соотношение объёма и пространства, массы и плоскости, симметрии и асимметрии; цвет, фактура, светотень. В то же время А. непосредственно зависит от конструкций и строит. техники, развитие и совершенствование которых обусловлено науч.-технич. прогрессом. К осн. типам архит. конструкций относятся стоечно-балочная система из вертикальных стоек-опор и несомых ими горизонтальных балок (одна из древнейших строит. конструкций, образцом которой является греч. ордер; см. Ордер архитектурный), арочно-сводчатая система, решавшая задачу перекрытия больших пролётов (была распространена в А. Древнего Рима). Использование с сер. 19 в. металла и стекла способствовало появлению принципиально новых типов конструкций (в т. ч. подвесных или стержневых), которые первоначально расценивались как сугубо технич. достижение. В 20 в. появились оригинальные конструктивные системы – безбалочные перекрытия (где опора и плита работают как единое целое) и т. н. оболочки; получили распространение складчатые железобетонные и вантовые конструкции, оболочки двоякой кривизны, пространственные системы из металлич. стержней типа «геодезич. куполов» Р. Б. Фуллера, навесная стена на металлич. каркасе. Развитие техники и расширение набора строит. материалов открывают новые возможности конструктивных решений (в т. ч. заимствованных из области высоких технологий). Происходят серьёзные качественные изменения; в частности, компьютерные программы позволяют создавать пространственные формы недостижимой ранее сложности.
Техника строительства и материалы имеют принципиальное значение для худож. выразительности архит. произведений. Пластич. свойства глины, смешанной с рубленой соломой, в совершенстве используются в традиц. сооружениях племён Зап. Африки. Строители Шумера смогли создать грандиозные комплексы, выкладывая мощные стены и своды из необожжённых кирпичей. Образный строй А. анонимных япон. мастеров раскрывает худож. богатство текстур дерева и соломенной кровли. В Древнем Египте были освоены разл. возможности кладки из тщательно отёсанных блоков гранита и песчаника, затем др.-греч. мастера довели до совершенства использование блоков из мрамора. Древние римляне овладели техникой строительства из бетона и кирпича, тогда как мастера европ. Средневековья в стремлении возвысить своды соборов разрабатывали разл. варианты каркасных конструкций. Модернизм 20 в. сделал попытку создать новый язык А., но к концу столетия под влиянием философии и эстетики постмодернизма возобладали тенденции свободного сочетания сложных конструктивных решений с многообразием историч. форм зодчества.
Возведению архит. объектов предшествует архит. проект, воплощённый в чертежах и нередко в объёмных моделях. Наиболее древние из известных ныне чертежей выполнены на егип. папирусах эпохи Среднего царства, однако изучение более ранних сооружений, в т. ч. древнейших из пирамид, позволяет предположить, что уже их создатели имели представление об архит. проекциях: планах, фасадах, разрезах (см. также Архитектурная графика). История архит. моделей также восходит к глубокой древности (по меньшей мере, они были известны в античной Греции), тогда как начало совр. традиции их применения было положено в эпоху Ренессанса (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, А. да Сангалло Младший, Микеланджело и др.).
А. входит в систему монументальных искусств и нередко включается в пространственно-пластич. синтез искусств, в котором могут участвовать также станковые произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Исторически положение А. в рамках этого синтеза менялось: в Древнем Египте она подчиняла себе др. виды иск-ва, в буддийских постройках Индии и стран Юго-Вост. Азии, наоборот, почти растворялась в скульптуре; в античности, в эпоху Возрождения и в классицизме А. играла объединяющую роль при равноправии скульптуры и живописи; в готике и барокко все виды иск-ва образовывали нерасторжимое целое. В иск-ве Нового времени важной задачей становится худож. оформление жилой среды при определяющем участии архитектуры.
В А. выделяются нац. школы и худож. стили (или историч. эпохи). При устойчивости формальных особенностей и идейно-содержат. программы А. возникает некоторая историч. общность, определяемая как стиль (барокко, классицизм, ампир, модерн, интернациональный стиль, ар деко и др.). Представление об архит. стилях служит важным инструментом осмысления исторического наследия А., однако представители модернистской архит. теории 20 в., критически оценивая возможность формирования совр. стиля, предпочитали пользоваться такими понятиями, как направление или движение (напр., т. н. современное движение в А.).
Произведения А. окружают человека на протяжении всей его жизни, оказывая значит. воздействие на его личность и поведение, и во многом предопределяют эстетич. культуру общества. Не случайно в списке семи чудес света архит. сооружения играют определяющую роль. Произведения А. нередко становятся символами места – города или всей страны (Парфенон в Афинах, рим. Колизей, Московский Кремль, Эйфелева башня в Париже). Представление о произведениях А. складывается из сопоставления зрительных впечатлений, получаемых при обозрении постройки снаружи и изнутри, в динамике перемещения и смене освещённых частей и тени. Постепенность восприятия придаёт выдающимся сооружениям как древней, так и новейшей А. качества драматургически выстроенного произведения. Именно этим отличаются великие архит. ансамбли, напр. комплекс пирамид в Гизе, афинский Акрополь, форумы Рима, Ангкор-Ват в Камбодже, центр г. Бразилиа, знаменитые площади в Москве, С.-Петербурге, Париже, Лондоне, Венеции и др. городах.
Принадлежа как сфере точных наук и техники, так и иск-ву, произведения А. являются надёжными свидетельствами своего времени, способствуя изучению истории даже в тех случаях, когда письм. свидетельства отсутствуют. Так, комплекс менгиров Стонхенджа раскрывает систему астрономич. знаний древних обитателей Англии, постройки зернохранилищ Мохенджо-Даро позволяют сделать вывод об экономич. потенциале этого города-государства, на основе изучения егип. пирамид вычисляется реальный объём труда, затраченного на их создание, анализ памятников др.-рус. зодчества даёт возможность выяснить, каким образом их создатели использовали систему двойных мер при разбивке плана на строит. участке.
Типы зданий и сооружений
Осн. типы сооружений – жилые, оборонит. и культовые – появились ещё на заре существования человечества. В среднем палеолите древние люди от использования естеств. укрытий перешли к сооружению примитивных жилищ. В неолите возникли также и зачатки оборонит. сооружений (рвы, земляные насыпи, ограды); появились большие общинные жилища и культовые сооружения из гигантских камней, распространившиеся в бронзовом веке: менгиры, дольмены, кромлехи, бетили и др.
Традиц. жилище наиболее тесно связано с природными условиями, доступностью строит. материалов и бытовым укладом, поэтому для него характерны, с одной стороны, значит. разнообразие в зависимости от типа культуры, а с другой – большое типологич. постоянство в рамках одной культурной традиции. Для Средиземноморья – это жилой дом с помещениями, сгруппированными вокруг внутр. двора (атриума), его разновидности: эллинистич. вилла, др.-рим. доходный «домус», уличная сторона которого занята лавками, сдающимися в аренду. Другой тип др.-рим. жилища – инсула, предшественник совр. многоквартирных домов с первым этажом для обществ. заведений (лавки, таверны, туалеты), вторым – для дорогих апартаментов (к нему вели отд. лестницы); верхние этажи занимали мелкие квартиросъёмщики (образцы сохранились в Остии близ Рима, 1–4 вв. н. э.).
При расслоении общества жилище представителей социальной верхушки постепенно перерастало утилитарные требования, приобретая черты репрезентативного сооружения. Таковы дворцы правителей, ср.-век. замки, ренессансные палаццо. На протяжении 19 в., с изменением структуры общества, постепенно отходят в прошлое гор. дворцы и дворцовые постройки усадеб, более распространёнными становятся гор. особняк и вилла, позже – коттедж; значит. место в гор. застройке занимают доходные дома (напр., в С.-Петербурге и Москве). В 20 в. развилось массовое строительство на основе индустр. произ-ва с типизацией планов и стандартизацией отд. конструктивных узлов. Специфич. видом является коллективное жилище, в т. ч. постоялые дворы и гостиницы, воен. и рабочие казармы, общежительные монастыри, в 20 в. – комплексы кемпингов, кампусов и др.
Оборонное зодчество в древности представлено укреплениями круглой (с наибольшей площадью при наименьшем периметре; характерны для ранних слав. поселений) и прямоугольной формы (известны на территориях, где сказывалось влияние др.-рим. лагерей-кастеллумов, и в др. регионах). Мн. города ср.-век. Европы, Византии, Руси, Ирана, Турции, государств Ср. Азии имели стены неправильных очертаний, следующих рельефу местности. Оборонит. постройки могли обеспечивать укрытие для одной семьи (жилые башни, ср.-век. замки), для населения целого города (герм. бурги, рус. кремли, крепости Закавказья). Совершенствование системы укреплений было неразрывно связано с развитием воен. техники. В эпоху Возрождения возникли многоугольные (звездчатые) крепости с выступающими бастионами вместо башен. В 17 в. вместо каменных крепостных стен стали сооружать земляные укрепления из эскарпов. Эта система укреплений, усовершенствованная С. де Вобаном, просуществовала вплоть до сер. 19 в. С началом возведения систем долговременных огневых сооружений (см., напр., «Мажино линия») и бомбоубежищ материалы (в т. ч. бетон) и методы воен. строительства внедряются в гражд. архитектуру.
А. культовых сооружений значительно меньше обусловлена практич. потребностями, чем жилая или оборонительная, поэтому она наиболее адекватно откликается на изменения в мировоззрении и худож. идеалах эпохи. Среди культовых построек выделяются сооружения, где ритуал совершается снаружи: кромлехи, храмы бога Ра в Египте с обелисками во внутр. дворе, вавилонские зиккураты, пирамиды тольтеков и ацтеков, античные храмы и алтари, зороастрийские чортаки – купольные павильоны для священного огня, одновременно служившие маяками, буддийские ступы и их кит. модификация – пагоды (в некоторых храмах Мьянмы почти всё внутр. пространство было заполнено гигантскими статуями Будды, здания служили им лишь своеобразными футлярами). Др. тип сооружений – храмы и святилища с внутр. пространством, предназначенным для совместных молений верующих: некоторые др.-егип. храмы с залами для высших социальных слоёв, синагоги, христианские церкви, капеллы и часовни, мечети, буддийские и индуистские постройки типа чайтья и мантапам, таиландские боты. Особо выделяются постройки, связанные с заупокойным культом (наиболее известны др.-егип. пирамиды, погребальные комплексы кит. императоров династии Мин, античные мавзолеи и исламские усыпальницы, напр. Тадж-Махал).
По мере развития общества и усложнения его организации стали возникать постройки, обслуживающие более дифференцированные потребности: адм. здания, торговые, учебные, культурно-просветит., спортивные, инженерные, транспортные, промышленные и др.
Некоторые типы общественно-адм. зданий развились из культовых построек или жилищ (античные булевтерии для заседания совета старейшин, пританеи со священным очагом, где принимали послов и устраивали обществ. трапезы, экклесиастерии для собрания нар. представителей). В свободных городах ср.-век. Европы возникают здания гор. самоуправления (ратуши). В монархич. государствах роль правительств. учреждений выполняли дворцы, в состав которых включались залы для гос. приёмов. Начал формироваться облик здания для разл. рода представительств – сената, королевского совета, Боярской думы и т. п., основой которого, как и в античности, стал зал для собраний (нередко увенчанный куполом). В 18 в. появляются крупные самостоят. комплексы правительств. зданий; к адм. относятся здания судебных учреждений, казначейств, почт, посольств, таможен и пр. Формирование их как самостоят. архит. типов относится к Новому времени, хотя ещё в античности существовали базилики, где происходило судопроизводство; в средние века известны подворья – комплексы, предназначенные для проживания представителей иноземных государств.
Специфич. видом обществ. сооружений были античные термы, совмещавшие банные помещения с местами для гимнастики и отдыха (палестры, нимфеи, библиотеки, залы для бесед). Термы выполняли роль залов для обществ. собраний и были широко распространены по всей территории Рим. империи. В вост. банях также имелись помещения для отдыха, но всё же осн. функцией была санитарно-гигиеническая (имевшая, впрочем, сакральный оттенок в связи с ритуальными омовениями, предусмотренными исламом).
Торговые сооружения являются одним из наиболее древних видов обществ. зданий и обладают относительно устойчивой типологией, общей для мн. культур. Предпочтительной архит. формой для мелкой торговли издревле была крытая аркада в разных вариантах (античные таберны, ср.-век. европ. лавки, вост. базары, рус. торговые ряды и т. н. гостиные дворы, совр. пассажи). С ростом товарооборота потребовались особые помещения для заключения оптовых сделок – биржи, ранее всего появившиеся в промышленно развитых городах Средиземноморья и Нидерландов (15–16 вв.). Развитие денежного обращения вызвало к жизни спец. финансовые учреждения – ссудные и меняльные конторы, банки, сберегат. кассы, но как особый архит. тип они сложились только в кон. 18 – нач. 19 вв.
Наиболее ранние больничные постройки известны в А. юга Азии (в т. ч. Шри-Ланки, с 4 в.). При ср.-век. европ. монастырях нередко устраивали приюты, богадельни и больницы (госпитали). В Новое время функции здравоохранения и обществ. призрения взяло на себя государство, что отразилось в строительстве самостоят. зданий для этих целей. Приюты для сирот и подкидышей в эпохи Возрождения и Просвещения возводились в монументальных формах под влиянием идей о воспитании совершенной гармонической личности.
Одним из первых специализир. учебных заведений был Мусейон в эллинистич. Александрии. В его состав входили библиотека, музей, аудитории для занятий, жилые помещения для преподавателей и студентов, открытые дворы и сады. Учебные заведения Средневековья обычно имели религ. характер и поэтому располагались при храмах, монастырях, мечетях. Крупномасштабное строительство учебных зданий начинается в эпоху Просвещения, а в 19–20 вв. приобретает массовый характер.
Здания культурно-просветительного назначения – театры, библиотеки – возникли в античности, были почти полностью забыты в Средневековье и возродились в Новое время. На рубеже 19–20 вв. к театрам и циркам добавляются здания синематографов (кинотеатров). В 19 в. появляются и общедоступные музеи. Поскольку генетически они происходили от частных дворцовых собраний, первоначально их облик напоминал дворцы. Совр. архитектура предлагает нетрадиц. формы музейных зданий. По функции к музеям близки выставочные павильоны, строительство которых началось в 19 в. Однако их архит. облик модернизировался более динамично в связи с достижениями в строит. технологии (Хрустальный дворец в Лондоне, 1851, арх. Дж. Пакстон).
Ранние образцы спортивных сооружений – греч. стадионы, ипподромы, палестры и гимнасии. Особые площадки для игры в мяч имелись также у инков, хотя игра носила не столько спортивный, сколько ритуальный характер. В Константинополе ипподром был важнейшим центром гор. жизни. Исчезнув в европ. Средневековье, стадионы заняли прежнее важное место в А. и жизни общества только в 20 в., с массовым развитием спорта. Типологически они восходят к античным образцам с ареной для спортсменов и трибунами для зрителей (см. Амфитеатр). Для разных видов спорта стали строить специализир. сооружения – лыжные станции и трамплины, плавательные бассейны, велотреки и пр.
Инженерные сооружения известны с глубокой древности: кит. и рим. мосты, акведуки, резервуары для воды (цистерны), плотины, набережные, дамбы и др. С началом пром. революции, когда стали широко использовать металлич. конструкции, их строительство развивается быстрыми темпами. В 20 в. к традиц. видам сооружений добавились новые, порождённые индустр. эпохой (напр., ретрансляц. мачты, прообразом которых стала первоначально не имевшая утилитарного назначения Эйфелева башня в Париже, 1887–89, инж. А. Г. Эйфель).
Промышленная А. на этапе индивидуального ремесл. и с.-х. произ-ва была утилитарна и относительно мелкомасштабна, хотя и обладала своей выразительностью (мельницы, кузницы, сукновальни). Переход к фабричному произ-ву, ранее всего совершившийся в Англии, вызвал строительство крупных зданий, впечатлявших своеобразной эстетикой утилитаризма. Постепенно пришло осознание выразит. возможностей технич. решений, но параллельно с этим проявилось стремление облечь производств. здания в привычные формы различных исторических стилей. В А. 20 в. пром. сооружения обрели специфич., лаконичные формы. К транспортным сооружениям относятся портовые здания, появившиеся в 19 в. ж.-д. вокзалы и станции метрополитена, авто- и аэровокзалы, гаражи, эстакады и др. Промышленная А. оказала влияние на архит. стилистику 20–21 вв., проявившись в своеобразном лаконизме обнажённых конструкций.
Исторический очерк
Первые поселения, составленные из постоянных жилищ, возникли в эпоху т. н. неолитич. революции 10–8-го тыс. до н. э., когда в Средиземноморье начался переход от охоты и собирательства к системному земледелию. В Кирокитии на о. Кипр округлые в плане дома плотно прижаты друг к другу (стены и толстые столбы, поддерживавшие 2-й этаж, выложены из камней; кровля, вероятно, представляла собой шатёр из жердей). Посёлок в Чатал-Хююке (на территории совр. Турции, не позднее 7-го тыс. до н. э.) с тесно сгруппированными жилищами (прямоугольными в плане) подобен многоквартирному дому; жилища (куда входили с плоской кровли по приставной лестнице) имеют два помещения: общую комнату и семейное святилище (в одном из святилищ найдено изображение – план посёлка с окружающим ландшафтом). К этой же эпохе относится древнейший из известных ныне посёлков-крепостей в библейском Иерихоне. Здесь обнаружена оборонит. башня с лестницей в толще каменной стены, также остатки храма c кровлей на двух дерев. столбах и входом в виде примитивного портика из 6 дерев. стоек.
С возникновением государств сложилась новая форма поселения – город, отличавшийся от крупных посёлков тем, что в его центре устраивалась площадь, к которой примыкал дворец правителя, а размеры и устройство жилых домов явственно указывали на расслоение общества по статусному и имуществ. положению. В Месопотамии, Египте, Китае успехи ирригации создали предпосылки для возведения колоссальных комплексов оборонит., храмовых, дворцовых сооружений. Строгая ориентация по сторонам света, сложность конструкций и пространственных композиций указывают на глубокие знания древних астрономов, математиков и инженеров, а согласование специализир. труда множества людей – на достижения в адм. области. Все эти черты легли в основу дальнейшей эволюции А., приведшей к созданию егип. пирамид, храмов в Карнаке и Луксоре; дворцов на платформах и зиккуратов Двуречья, каменных террас и многоколонных залов в дворцах древней Персии, ступ Индии, храмов и дворцов империй инков и ацтеков, Великой Китайской стены.
Минойская империя с центром на о. Крит, защищённая могучим флотом, могла позволить себе отказ от гор. укреплений и породила тип дворца-города (Кносс, Фест) со сложной системой жилых и сакральных помещений вокруг многочисл. дворов и лестниц. В Древней Греции создаётся и воспроизводится образец города-государства (полиса). Культовым центром города был храм, который возводился на вершине защищённого стенами акрополя. Средоточием полисной демократии стала площадь собраний – агора, обстроенная портиками со скульптурой и живописью. По гигиенич. соображениям вводится система регулярной планировки города с прямоугольной сеткой улиц и площадей – центров торговой и обществ. жизни. Развитая обществ. жизнь полиса породила новые типы сооружений: гимнасий, театр, стадион, арсенал, зал собраний – булевтерий. Был усовершенствован традиционный для Средиземноморья тип жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. дворику: сложилась вилла. Классически завершённым типом храма стал «оперённый» колоннадой периптер. В эпоху эллинизма появляются такие сооружения, как улицы-колоннады (напр., в Пальмире) и загородные парки увеселений.
В Древнем Риме развивались традиции греко-эллинистич. А., осн. внимание уделялось гор. постройкам, выражавшим могущество республики (позже империи). Сложился тип провинц. города – с обязат. форумом и храмами, термами, амфитеатром, жилыми кварталами плебса и кварталами вилл (Помпеи и Геркуланум сохранили это устройство под слоем пепла). Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов, акведуков, гаваней. Получили широкое применение сводчатые и купольные конструкции (Пантеон в Риме). Применение бетона и кирпича позволило использовать дорогой камень для облицовки стены, греч. ордера служили основой декора. В самом Риме ансамбли форумов в сочетании с Колизеем, Большим цирком, театром Марцелла и гигантскими термами, загородные виллы и дворцово-парковый комплекс имп. Адриана создали образец, к которому стремились государства следующих веков.
Пока в ср.-век. Европе рядом с руинами рим. городов строились деревни и защищённые усадьбы, традиция античного строит. иск-ва сохранялась в Византии, изменяясь под влиянием христианской доктрины. В отличие от античного христианский храм должен был служить местом собрания прихожан, что повлекло за собой формирование просторных интерьеров, отделённых от внешнего пространства. Византийская А. использовала более ранние типы купольных построек, базилики, терм с крестово-купольной конструкцией залов. Визант. мастера соединили форму базилики с подкупольным пространством. В результате сложился тип крестово-купольного храма, наиболее совершенным выражением которого стал Святой Софии храм в Константинополе. Здесь главный купол и разгрузочные полукупола опираются на мощные столбы, создавая грандиозное пространство, освещённое сверху, из кольца проёмов в невысоком барабане. Церковная и отчасти дворцовая А. Византии оказала решающее влияние на зодчество государств на Балканах, в Закавказье и Киевской Руси, где сформировались региональные школы.
В Новгороде и Киеве соборы отличаются внушительностью и лаконизмом крупных форм, небольшие церкви и звонницы Пскова словно вылеплены непринуждённой рукой, свободно и живописно; соборы и церкви Владимиро-Суздальской земли уверенно вычерчены и украшены резными рельефами. Небольшая ц. Покрова на Нерли, высящаяся над огромным заливным лугом, остаётся несомненным шедевром А. домонгольского периода истории России.
В странах Зап. и Центр. Европы феод. войны вызывали динамичное развитие фортификац. сооружений, защищавших города и замки. В А. соборов и монастырей складывается романский стиль: комплексы замкнутых дворов, окружённых аркадами (клуатры), базилики с высокими сводами, покоящимися на могучих столбах, капители которых приобретают характер сложных скульптурных композиций. С возрождением к 10 в. гор. жизни в Европе развивается тип каменного жилого дома в 2–3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Возникает типичная структура кварталов, плотно застроенных по периметру, но сохраняющих сады и огороды внутри.
В сер. 12 в. во Франции зародилась А. готики, первым произведением которой стал собор Сен-Дени; автором его программы был аббат Сугерий. Массивные конструкции романских построек сменила каркасная система стройных столбов и рёбер крестовых сводов, поднятых на головокружительную высоту. Просторный интерьер заполнен теперь светом, окрашенным во все цвета радуги огромными витражами, среди которых особое значение имеют т. н. розы на фасадах. Всё более наполняющаяся жизненной силой скульптура образует с архит. деталями единое целое. Сохраняя общность структуры, готика приобретает яркие региональные особенности во Франции (соборы в Париже, Реймсе и Амьене), в Великобритании (Уэльс, Кентербери), в Германии (Фрейбург, Кёльн), в Польше (Краков), в Чехии (Прага), в Испании (Бургос) и др. Готич. стиль распространяется и на новые типы обществ. зданий: ратуши, дома ремесл. цехов и гильдий. В жилищном строительстве, наряду с каменными конструкциями, широко применяется фахверк – дерев. каркас, заполненный камнем, кирпичом или глиной, смешанной с соломой.
Существенный вклад в развитие А. внесли зодчие араб. Востока. Величина и строгая симметрия композиции выделяла купольные мечети и медресе, мавзолеи, караван-сараи и крытые рынки среди однообразных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек. Монументальные здания Багдада, Дамаска, Бухары, Хивы, Самарканда возводились преим. из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке резной мозаики и многоцветных керамич. изразцов. А. Юго-Вост. Азии формировалась под влиянием индийской, включая предельную пластичность её монументальных сооружений, в которых архит. элементы и скульптура неразделимы.
В Китае регулярная планировка городов дополнялась строгой симметрией зданий-павильонов. Здание мыслилось в единстве с ландшафтом, на организации которого по правилам «естественности» были сосредоточены все усилия зодчих. Под влиянием китайской сложилась утончённая японская А., где предельно упрощённое внутр. пространство в дерев. каркасных конструкциях компенсировалось игрой фактур материалов, текстур поверхностей и немногочисл. предметов обстановки.
Важнейший этап развития А. связан с эпохой Возрождения. Итал. гуманисты, отвергая Средневековье как варварство «тёмных веков», искали опору в наследии античности. Не случайно контуры новой А. сначала возникали на досках живописцев: мастера, владевшие строит. иск-вом предыдущей эпохи, были не в состоянии освоить худож. язык, основанный на опыте обмеров и зарисовки рим. руин. На первый план выдвигается художник-универсал, в кружке гуманистов изучавший трактат рим. арх. Витрувия. Путанице кварталов и объёмов старого города Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо ди Бартоломмео и др. противопоставили ясный, симметричный, завершённый в себе геометрич. порядок. Новые дома-дворцы – палаццо наследуют структуру прежних, сохраняя внутр. двор, но теперь их стены оформлены по системе ордеров, своды лоджий опираются на тонкие колонны вместо прежних мощных столбов. Наиболее полно идеалы А. Возрождения выразились в палаццо Флоренции и в ряде загородных вилл, спроектированных А. Палладио; грандиозный ансамбль пл. собора Св. Петра в Риме сочетает элементы ренессансной и барочной А. (купол создан по модели Микеланджело, колоннада, охватывающая овальную площадь, – по проекту Дж. Л. Бернини). Новая А. нуждалась в теоретич. обосновании, и эпоха Возрождения стала временем трактатов, написанных Альберти, А. Филарете, Палладио.
Упадок итал. экономики в сер. 16 в., когда первенство в этой области переходит к Франции, Нидерландам и Англии, в самой Италии изменил характер развития её А. Логичность спокойных композиций Возрождения сменяют характерные для А. барокко сложные системы взаимосвязанных пространств, большая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистич. эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. Стиль барокко был востребован в столицах крупных, средних и малых гос-в Европы, в колониальных владениях Испании и Португалии. Именно барокко стало первым большим стилем новой А. в России 18 в.
С объединением рус. земель под властью Москвы складывается единая рус. архит. школа. Ансамбль Московского Кремля, созданный при ведущей роли А. Фиораванти и др. итал. мастеров, стал образцом для кремлей др. городов. Ярок и своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском), уникален Василия Блаженного храм в Москве. Рус. А. 17 в. сохраняет античные традиции пропорционирования, унаследованные от Византии, дополняя их многообразием форм, живописностью декора. Совершенства достигает глубоко оригинальное дерев. зодчество (Преображенская ц. на Кижском погосте, Успенская ц. в с. Кондопога и др.). Радикальные изменения в рус. культуре при Петре I и его наследниках вызвали отход от этих своеобразных традиций, приобщив отеч. А. к общеевропейскому процессу.
Торжество абсолютизма во Франции 17 в. способствовало повторному (после Возрождения) обращению к образам античности и возникновению А. классицизма. В её основе – строгость геометрич. композиций; система архит. ордеров использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярной композиции распространялся на устройство садов, парков и гор. площадей (в творчестве Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, гор. массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт, Версаль). После кратковременного расцвета стиля рококо А. классицизма продолжает своё развитие во Франции (Ж. А. Габриель, К. Н. Леду); в период правления Наполеона она приобретает холодную парадность ампира. Ведущая роль Франции в европ. культуре сказалась и на распространении А. классицизма в др. странах, включая Великобританию и США, где строгость классицистич. зданий сочеталась с живописностью парковой архитектуры.
Гл. задачей рус. А. 18 в. было строительство С.-Петербурга. В структуре города регулярная планировка гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличаются простотой и утилитарностью. В сер. 18 в. работают такие яркие мастера барокко, как Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский. Эпоха Екатерины II отмечена резким изменением вкуса и переходом к классицизму, своеобразную интерпретацию которого создали А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. В нач. 1830-х гг. рус. А. характеризуют монументальные гор. ансамбли в С.-Петербурге и его пригородах, в Москве, Ярославле, Костроме, Полтаве и др. городах (среди их создателей – А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. Жилярди). Экономич. возможности абсолютизма обеспечили размах пространственных композиций, торжественность и парадность худож. образов, отразивших патриотич. идеи эпохи. Благодаря «образцовым проектам», обязательным для использования в строительстве, классицизм распространился на рядовую застройку городов.
К сер. 19 в. развитие пром-сти и торговли обусловило стремит. рост городов, возникновение новых типов заводских, торговых, транспортных и конторских сооружений. Города разделяются на богатые и бедные части, в равной мере страдавшие от отсутствия гигиены. Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост объёмов строительства привёл к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Возведение гигантского Хрустального дворца всего за 11 месяцев к открытию Всемирной выставки (1851) в Лондоне становится символом новой А. Стандартизация строит. деталей, применение металла и стекла преображают А. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и стальные каркасные конструкции многоэтажных зданий. Как только был изобретён безопасный лифт, архитекторы т. н. чикагской школы в США создают первые небоскрёбы. Также Эйфелева башня с её 300-метровой высотой обозначила новые перспективы строительства. В целом, однако, вкусы заказчиков оставались вполне консервативными, диктуя А. эстетику историзма. Вследствие этого единое иск-во А. оказалось расчленено: рациональные конструкции создавались инженерами, тогда как на долю архитектора выпадало прежде всего декоративное оформление построек. Обычно для этого использовались формы историч. стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, заданных инженерным решением. Иногда в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей, не исключая экзотич. мотивы китайской, индийской или мексиканской А. (см. Эклектизм).
Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании «Союзом искусств и ремёсел» (см. «Искусства и ремёсла»), способствовал формированию в кон. 19 в. творч. направления в А., получившего названия сецессион в Австрии и Германии, ар нуво во Франции, либерти в Италии, модерн в России. Мастера этого направления, стремясь одновременно передать дух эпохи и нац. характер культуры, создали глубоко оригинальные произведения, среди которых Школа искусств в Глазго (1898–1909, арх. Ч. Р. Макинтош), здание Сецессиона в Вене (1897–98, арх. Й. Ольбрих), дома в Брюсселе (1890-е гг., арх. В. Орта), особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900–02, арх. Ф. О. Шехтель). Работая над отд. заказами, архитекторы тем не менее стремились охватить весь предметный мир единым творч. подходом, основанным на полной свободе формообразования. Крайний индивидуализм, свойственный всему иск-ву модерна, характерен и для такого крупного мастера, как А. Гауди, обладавшего неисчерпаемой изобретательностью пластич. форм.
В нач. 20 в. иск-во модерна исчерпало свой потенциал. О. Перре во Франции, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, П. Беренс в Германии вели поиски новых архит. форм на основе достижений строит. техники в сочетании с классич. принципами композиции. В то же время делались попытки прямого возрождения форм классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский – в России; Э. Лаченс – в Великобритании; Х. Бейкон, автор мемориала А. Линкольна в Вашингтоне, – в США и др.). После 1-й мировой войны в разорённой Европе начался подъём архит. творчества, проекты ставили целью тотальное преобразование жилища и города в целом на демократич. принципах.
Опираясь на достижения техники, представители новой А. стремились к лаконизму и контрастности форм, придавая осн. значение конструктивно-технич. основе здания и его рациональной организации. В Германии и Нидерландах складывался функционализм, лидеры которого выдвинули принцип макс. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производств. и бытовых процессов (В. Гропиус, основавший знаменитую школу А. и дизайна – Баухауз, Г. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ, Я. Й. П. Ауд и др.). Во Франции Ле Корбюзье на основе принципов пуризма и идей ж. «Эспри нуво» («L’Esprit Nouveau») разрабатывал свой вариант эстетики совр. А. Среди построек новой архит. эстетики – т. н. белые виллы и Общежитие швейц. студентов в Париже Ле Корбюзье, рабочие посёлки и здание Баухауза в Дессау Гропиуса, фешенебельные стеклянные особняки Мис ван дер Роэ.
В первые послереволюц. годы сов. А. носила характер утопич. проектного творчества. Создавались проекты дворцов культуры, новых жилых домов, новых городов, целых регионов. С началом НЭПа, в 1920-е гг. стали возводиться жилые дома и рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли. Строились жилые дома с обобществлённым бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны, представлявшие собой студенч. общежития либо кооперативы). В создании новой А. наиболее активно участвовали творч. группы конструктивистов с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (Объединение совр. архитекторов), рационалистов (Н. А. Ладовский и др.; см. Ассоциация новых архитекторов), К. С. Мельников, стоявший вне группировок. Одновременно работали зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.), сумевшие освоить новую творч. манеру. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных пром. комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В планировке укрупнённых кварталов Харькова, Запорожья, Ленинграда разрабатывались схемы с развитой системой обслуживания. В создании новых пром. центров активное участие приняли европ. и амер. архитекторы, чья работа на родине была скована депрессией после кризиса 1929–33.
Архитектура США до сер. 1930-х гг. развивалась достаточно обособленно от европейской. Наряду с пышной эклектикой здесь интенсивно разрабатывался вариант модернистского направления, получившего название ар деко. К числу крупных достижений этого стилевого направления относятся комплекс Рокфеллер-центра, Эмпайр-стейт-билдинг и небоскрёб «Крайслер» в Нью-Йорке. Особое место занимает творчество Ф. Л. Райта, создавшего собственную версию совр. стиля, которую он назвал органической архитектурой. Осн. принципы его творчества: очаг как центр жилища, интерьеры, перетекающие один в другой, «растворение» как плана, так и силуэта здания в ландшафте (осуществлены в «Доме над водопадом», 1936, и в др. произведениях).
Победа тоталитарных режимов перед 2-й мировой войной привела к популярности неоклассицизма с его преувеличенно монументальными формами, господством симметрии и осевых композиций, тяготением к военно-спортивным мотивам в декоре, гигантизмом памятников. Это тяготение захватило не только нацистскую Германию (парт. центр в Нюрнберге, рейхсканцелярия в Берлине), Италию (Виа Имперо, выставка фашистской революции в Риме), но и Японию, Финляндию, отчасти и США (здание Архива и министерств в Вашингтоне). В СССР доктрина неоклассицизма также была на практике смягчена тенденциями ар деко (проект Дворца Советов, сов. павильоны на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, часть станций Моск. метрополитена).
В послевоенные годы совр. движение в А. получило истолкования, соответствующие местным условиям и культурным традициям (в Финляндии постройки А. Аалто, в Японии – К. Тангэ, в Бразилии – О. Нимейера). В США, куда в 1930-е гг. переехали из Германии В. Гропиус и Л. Мис ван дер Роэ, лидерство модернизма закрепляется на десятилетия. Универсализм эстетики простейших призматич. объёмов и гладких плоскостей породил реакцию отчуждения как у критики, так и у широкой публики. Однако долгое время один лишь Ф. Л. Райт противостоял распространению заимствованных из Европы схем – неожиданная в сравнении со стеклянными небоскрёбами Мис ван дер Роэ и его последователей пластика Музея Гугенхейма в Нью-Йорке содержала в себе определённый вызов. К кон. 1960-х гг. арх. Э. Стоун начинает новый этап, который можно назвать смягчённым или декоративным модернизмом. Л. Кан и П. Рудолф развили это направление, сочетающее обнажённость технич. приёмов с симметричной композицией и нарочито грубой поверхностью бетона. К этому же пришёл Ле Корбюзье (дом в Марселе, правительств. комплекс в Чандигархе), тяготевший к усложнённой пластике объёмов (капелла в Роншане); подобные тенденции характерны и для творчества Э. Сааринена того времени. С одной стороны, обмен идеями становится более интенсивным, что позволяет оправданно говорить об интернационализме А., с другой – очевидна возрастающая роль персонального почерка мастера.
Британские архитекторы, супруги А. и П. Смитсоны, выдвинули концепцию брутализма, в которой большое значение придавалось организации обществ. жизни в жилых районах, обнажённости конструкций и использованию грубого бетона в качестве осн. материала. Японские мастера разрабатывают доктрину метаболизма, сутью которой является подражание естеств. силам природы, и переходят к более сложным объёмно-пространств. композициям (К. Курокава). Архитекторы-конструкторы П. Л. Нерви в Италии, Ф. Кандела в Мексике и Испании и др. приступили к экспериментам со сложными пространственными формами жел.-бетон. оболочек и вантовых покрытий.
В СССР А. в послевоен. время эволюционировала в обратном направлении в сторону усиления декора не только обществ., но и жилых зданий (ул. Крещатик в Киеве, центр Сталинграда и др.). Вместо строительства Дворца Советов в Москве были возведены высотные здания, в образном строе которых соединилась конструктивная схема амер. небоскрёбов и композитный декор, совместивший некоторые признаки древнего монастырского зодчества и мотивы победы в Вел. Отеч. войне (Д. Н. Чечулин, Л. М. Поляков и др.). Те же черты стали решающими в оформлении Кольцевой линии Моск. метрополитена, комплекса ВСХВ и в особенности шлюзов канала Волга – Дон. В столицах союзных республик возводились крупные сооружения, в которых принципы ордерной А. соединялись с мотивами нац. культур.
Обращение к массовому жилищному строительству в 1957 произвело в сов. А. глубочайший переворот: гл. видом работы стало проектирование типовых домов в простейших конструкциях и по миним. стандартам комфорта. Типовое проектирование было распространено и на обществ. сооружения: магазины, кинотеатры, театры. Тем самым социальная задача была в значит. степени решена, однако разнообразие и тем более индивидуальность архит. образа утрачены (решение этих задач допускалось в исключит. случаях). До кон. 1980-х гг. все усилия были направлены на постепенное улучшение планировки жилых домов и микрорайонов; в редких ситуациях индивидуального проектирования авторы варьировали элементы архит. наследия 1920-х гг. с новым декоративизмом (дворцы пионеров в Москве и Киеве, Дворец искусств в Ташкенте, градостроит. комплекс Нового Арбата в Москве, пионерский лагерь «Артек» в Крыму и др.).
Сложение постмодернизма в 1970–1980-х гг. и его дальнейшее развитие на рубеже 20–21 вв. было ознаменовано признанием полной свободы формотворчества (поздние проекты Ф. Джонсона и др.). Его концепция сочетала увлечение поп-культурой и ироничное освоение архит. наследия (Р. Вентури, Ч. Дженкс, Ч. Мур и др.), сюрреалистич. интерпретацию образов классицизма (Р. Бофилл). Одновременно формировалось неорационалистич. направление в А. Швейцарии (М. Ботта и др.), Италии (К. Скарпа, А. Росси), Франции, Германии (О. М. Унгерс) и США (Р. Мейер и др.). Освоение высоких технологий породило крупные достижения в области А. хай-тек (работы Н. Фостера, Пиано) и др. архит. направлений; высокие проф. позиции продолжала занимать япон. архит. школа (Т. Андо). В тот же период cходные тенденции проявились в творчестве мастеров отеч. А. (М. В. Посохина, Е. Г. Розанова), серьёзные изменения произошли в архит. тематике (на первый план выдвинулись задачи культового зодчества), в подходах к организации и оформлению гор. среды (в т. ч. в проектах реконструкции здания Генерального штаба в С.-Петербурге, моск. мостов).