Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУТАЛИ́ЗМ

Брутализм. С. Леверентс. Интерьер церкви Святого Петра в Клиппане (Швеция). 1963–66.

БРУТАЛИ́ЗМ, не­об­ру­та­лизм (от англ. brutal – гру­бый), на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре 1950–60-х гг. Пер­вой ма­ни­фе­ста­ци­ей Б. (од­но­вре­мен­но с поп-ар­том) был «Фес­ти­валь Бри­та­нии» в Лон­до­не (1951); за­тем он рас­про­стра­нил­ся в Зап. Ев­ро­пе, США и Япо­нии. Под влия­ни­ем по­сле­во­ен­но­го твор­че­ст­ва Ле Кор­бю­зье [ис­поль­зо­ва­ние «гру­бо­го бе­то­на» (béton brut) в зда­нии Юни­те д’Абитасьон в Мар­се­ле, 1947–52], ар­хит. кон­цеп­ции Л. Мис ван дер Роэ (Ил­ли­ной­сский тех­но­ло­гич. ин-т в Чи­ка­го, 1942–58) и «ми­ни­ма­лиз­ма» тра­диц. япон. ар­хи­тек­ту­ры жи­ли­ща пред­ста­ви­те­ли Б. стре­ми­лись к об­на­же­нию кон­ст­рук­тив­ной схе­мы по­стро­ек, макс. вы­яв­ле­нию ар­хи­тек­то­ни­ки про­стых и «гру­бых» ар­хит. масс. Про­грамм­ным для это­го на­прав­ле­ния был от­каз от де­ко­ра­тив­ных приё­мов, скры­ваю­щих ес­теств. фак­ту­ру кон­ст­рук­тив­ных ма­те­риа­лов (ста­ли, же­ле­зо­бе­то­на, кир­пи­ча, стек­ла и др.). Сре­ди по­стро­ек: шко­ла в Хан­стен­то­не (1949–54) и зда­ние ре­дак­ции ж. «Эко­но­мист» в Лон­доне (1964, оба – ар­хи­тек­то­ры А. Смит­сон и П. Смит­сон), жи­лой ком­плекс Парк-Хилл в Шеф­фил­де (1955–61, ар­хи­тек­то­ры Дж. Уомерс­ли, Дж. Линн, А. Смит и др.). Дань Б. от­да­ли в сво­ём твор­че­ст­ве Х. Кэс­сон, Д. Лас­дан, Дж. Уокер, О. Ла­дер, Б. Спенс и Дж. Стер­линг в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Й. ван ден Брук и Я. Б. Ба­ке­ма в Гол­лан­дии, А. Во­ген­ский во Фран­ции, О. М. Ун­герс в Гер­ма­нии, В. Ви­га­но в Ита­лии, С. Ле­ве­рентс в Шве­ции, Л. Кан, П. Ру­долф и Ф. Джон­сон в США, К. Ма­эка­ва в Япо­нии и др. ар­хи­тек­то­ры.

Лит.: Бэ­нем Р.  Но­вый бру­та­лизм. Эти­ка или эс­те­ти­ка? М., 1973.

Вернуться к началу