БРУТАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРУТАЛИ́ЗМ, необрутализм (от англ. brutal – грубый), направление в архитектуре 1950–60-х гг. Первой манифестацией Б. (одновременно с поп-артом) был «Фестиваль Британии» в Лондоне (1951); затем он распространился в Зап. Европе, США и Японии. Под влиянием послевоенного творчества Ле Корбюзье [использование «грубого бетона» (béton brut) в здании Юните д’Абитасьон в Марселе, 1947–52], архит. концепции Л. Мис ван дер Роэ (Иллинойсский технологич. ин-т в Чикаго, 1942–58) и «минимализма» традиц. япон. архитектуры жилища представители Б. стремились к обнажению конструктивной схемы построек, макс. выявлению архитектоники простых и «грубых» архит. масс. Программным для этого направления был отказ от декоративных приёмов, скрывающих естеств. фактуру конструктивных материалов (стали, железобетона, кирпича, стекла и др.). Среди построек: школа в Ханстентоне (1949–54) и здание редакции ж. «Экономист» в Лондоне (1964, оба – архитекторы А. Смитсон и П. Смитсон), жилой комплекс Парк-Хилл в Шеффилде (1955–61, архитекторы Дж. Уомерсли, Дж. Линн, А. Смит и др.). Дань Б. отдали в своём творчестве Х. Кэссон, Д. Ласдан, Дж. Уокер, О. Ладер, Б. Спенс и Дж. Стерлинг в Великобритании, Й. ван ден Брук и Я. Б. Бакема в Голландии, А. Вогенский во Франции, О. М. Унгерс в Германии, В. Вигано в Италии, С. Леверентс в Швеции, Л. Кан, П. Рудолф и Ф. Джонсон в США, К. Маэкава в Японии и др. архитекторы.