ДЖО́НСОН ФИЛИП КОРТЕЛЬЮ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖО́НСОН (Johnson) Филип Кортелью (8.7.1906, Кливленд, штат Огайо – 25.1.2005, Нью-Кейнан, штат Коннектикут), амер. архитектор, худож. критик, коллекционер. Изучал гуманитарные науки (1923–30) и архитектуру (1940–43; у В. Гропиуса и М. Брёйера) в Гарвардском ун-те в Кембридже (США). Был дружен с А. Барром и историком иск-ва Г. Р. Хичкоком, с которым в 1930 совершил путешествие в Европу для изучения совр. иск-ва. В 1932–34 и в 1946–54 директор архит. отдела в Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке, где создал Сад скульптур (1952, 1964). Д. начал знакомить амер. публику с архитектурой европ. авангарда (организовал выставку, к которой выпустил книгу об интернациональном стиле; 1932); был увлечён творчеством Л. Мис ван дер Роэ, став его последователем (организатор выставки и автор монографии об архитекторе, 1947; сотрудничал с ним в работе над проектом «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке, 1956–58). В дальнейшем экспериментировал с мотивами разл. стилей: синагога в Порт-Честере (1956), часовня («церковь без крыши») в Нью-Хармони (1960), Музей иск-ва доколумбовой Америки в Думбартон-Оксе (1963), Театр штата Нью-Йорк в Линкольн-центре (Нью-Йорк, 1964, совм. с Р. Фостером) и др. В партнёрстве с Дж. Бёрджи (1967–91) построил ряд значит. высотных зданий в стиле позднего модернизма (Центр IDS в Миннеаполисе, 1974; «Пензойл плейс» в Хьюстоне, 1986; «Хрустальный собор» в Гарден-Грове, Калифорния, 1980) и постмодернизма (центр. здание Банка Америки в Хьюстоне, 1984; здание AT&T, ныне «Сони билдинг» в Нью-Йорке, 1979–84). В 1988 куратор выставки деконструктивизма в Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке. Ансамбль усадьбы Д. в Нью-Кейнане (со знаменитым «Стеклянным домом», 1949–50, галереями живописи, 1965, и скульптуры, 1970, библиотекой, 1980, гостевым домом, 1985, входным павильоном, 1995, и др. постройками) был завещан Д. для устройства музея.