ДЕКОНСТРУКТИВИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕКОНСТРУКТИВИ́ЗМ в архитектуре, направление, сложившееся в нач. 1980-х гг. Д. выступил против рационалистич. канонов модернизма, обратившись к неиспользованным возможностям конструктивизма. Теоретики Д. трактуют архит. творчество как форму исследовательской работы, раздвигающей границы архитектуры; разрабатывают основы новой поэтики, во многом сходной с методом деконструкции текста, практикуемым в литературоведческом деконструктивизме. Архитектура Д. рассматривает материальный объект как текст – связную последовательность знаков, допускающую возможность его интерпретации, свободного прочтения. Этапы творч. процесса архитектора-деконструктивиста зафиксированы в формуле амер. арх. С. Тайгермана «конструкция – деконструкция – реконструкция»: за мысленным рассыпанием (деконструкцией) исходного прототипа (конструкции) следует его последующая восстанавливающая интерпретация (реконструкция), ставящая своей целью совмещение реконструируемого образа с исторически новым состоянием культуры. Сюжетом такой деконструкции – реконструкции служит гл. обр. архитектура авангарда 1920-х гг. и модернизма 1960-х гг. Другая идея Д., разработанная его ведущим теоретиком арх. П. Эйзенманом, – независимость формы от функционального назначения. Вниманию к проблемам формы соответствует ряд специфич. приёмов, в числе которых – перенесение прототипа в др. контекст, многослойные наложения разл. структур, смещение смысловых акцентов с ядра на периферию, демонтаж, инверсии, искажения, сюрреалистич. окраска построек, подчёркнутое соединение красивого и безобразного, нарушения привычного геометрич. порядка (взрывчатые, пламенеющие, осколочные, запутанные формы) и др. Одно из программных произведений Д. – проект павильонов парка Ла-Виллетт в Париже арх. Б. Чуми (1979–89), в котором выделен «линейный» слой (на основе живописи В. В. Кандинского и П. Клее), слой «точек» (характерная для модернизма решётка с точечными объектами «фоли» в духе фантазий Я. Г. Чернихова), слой «плоскостей», символизирующих «город» (представлен участками неправильной формы с замощением в сероватых тонах). Павильоны связаны 3-километровой галереей («кинематическим променадом»). Разные слои состыкованы случайно, что отражает идею разрывности, принципиального отсутствия цельности в современном парке. Принципы Д. разрабатываются также в творчестве архитекторов Ф. Гери, З. Хадид, Р. Кулхаса, Д. Либескинда, Д. Агрест, архитектурных групп «Кооп-Химмельблау», «Морфозис», «Аркитектоника». Консолидирующим событием для направления стала выставка «Архитектура деконструктивизма» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1988, организована Ф. Джонсоном и М. Вигли).