Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́РИ ФРЭНК ОУЭН

Авторы: А. Н. Шукурова
Ф. О. Гери. Офисное здание «Джинджер и Фред» («Танцующий дом») в Праге. 1991–96.

ГЕ́РИ (Gehry; наст. фам. Голд­берг, Gold­berg) Фрэнк Оу­эн (р. 28.2.1929, То­рон­то, Ка­на­да), амер. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в Ун-те Юж. Ка­ли­фор­нии в Лос-Ан­джеле­се (1949–54) и в Выс­шей шко­ле дизай­на Гар­вард­ско­го ун-та в Бос­то­не (1956–57). С 1962 за­ни­ма­ет­ся са­мо­сто­ят. прак­ти­кой; в на­ча­ле карь­е­ры вы­полнял про­ек­ты пре­им. ча­ст­ных до­мов, оформ­ле­ния вы­ста­вок, ди­зай­на ме­бе­ли. Один из пред­ста­ви­те­лей не­оа­ван­гар­да 1980–90-х гг. В сво­их ра­бо­тах ис­поль­зо­вал мо­ти­вы поп-ар­та (мо­дель ис­тре­би­те­ля в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну на фа­са­де Ка­ли­форний­ско­го му­зея аэ­ро­нав­ти­ки в Сан­та-Мо­ни­ке, 1982–85; по­ме­ще­ние в ви­де ги­гант­ско­го би­нок­ля в офис­ном зда­нии в Ве­ни­се, штат Ка­ли­фор­ния, скульп­тор К. Ол­ден­бург, 1989–91). Позд­нее пе­решёл к экс­пе­ри­мен­там со слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми фор­ма­ми, ис­поль­зуя ме­то­ды ком­пь­ю­тер­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния (Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма в Биль­бао, 1991–97; Муз. центр в Си­эт­ле, 2000; Дис­ней-кон­серт-холл в Лос-Анд­же­ле­се, 1988–2002; про­ект но­во­го Му­зея С. Гуг­ген­хей­ма в Нью-Йор­ке, 1998–2000, и др.). Бли­зок ар­хит. на­прав­ле­нию де­кон­ст­рук­ти­виз­ма (уча­ст­ник про­грамм­ной вы­став­ки 1988). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ком­плекс юри­дич. ф-та в ие­зу­ит­ском ун-те И. Лой­о­лы в Лос-Анд­же­ле­се (1984–86), Центр амер. аван­гард­но­го иск-ва в Па­ри­же (1990–94; ны­не Дом ки­но), ком­плекс Но­вой та­мож­ни в Дюс­сель­дор­фе (1999); зда­ния офи­сов в Пра­ге (1991–96) и бан­ка в Бер­ли­не (2000).

Лит.: The architecture of F. O. Gehry. N. Y., 1986; Dal Co Fr., Foster K. W. F. O. Gehry. Complete works. N. Y., 1998; Ря­бу­шин А. В. Ар­хи­тек­то­ры ру­бе­жа ты­ся­че­ле­тий. М., 2005.

Вернуться к началу