Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́РНИХОВ ЯКОВ ГЕОРГИЕВИЧ

Я.Г. Чернихов. Лист № 13 из серии «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929–33.

ЧЕ́РНИХОВ Яков Ге­ор­гие­вич [5(17).12.1889, Пав­ло­град – 9.5.1951, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, гра­фик, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Окон­чил Одес­ское ху­дож. уч-ще (1914) и пе­терб. АХ (Вху­те­ин), где обу­чал­ся под рук. Л. Н. Бе­нуа (1925). Про­ек­ти­ро­вал пром. со­ору­же­ния (ка­нат­ный цех с во­до­на­пор­ной баш­ней за­во­да «Крас­ный гвоз­диль­щик» в Ле­нин­гра­де, 1931, и др.). По­сле­до­ва­тель идей су­пре­ма­тиз­ма и кон­ст­рук­ти­виз­ма, Ч. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти бес­пред­мет­ной гра­фи­ки, раз­ра­бо­тал ряд ори­ги­наль­ных творч. ме­то­дик («экс­при­ма­ти­ка», «ари­сто­гра­фия»). Его тео­ре­тич. тру­ды ока­за­ли силь­ное влия­ние на раз­ви­тие ди­зай­на 20–21 вв. Гл. на­сле­дие Ч. – гра­фи­ка («Ар­хи­тек­ту­ра двор­цов», «Ар­хи­тек­тур­ная ро­ман­ти­ка», «Ста­рые го­ро­да», 1930–40-е гг., и др.). Ч. вы­рабо­тал свой ори­ги­наль­ный стиль, со­четав­ший вир­ту­оз­ную тех­ни­ку с ис­полнен­ной экс­прес­сии и па­фо­са тех­нич. про­грес­са об­раз­но­стью. В сво­их ар­хит. фан­та­зи­ях пред­вос­хи­тил раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры 20–21 вв. Пре­по­да­вал в МАРХИ (1936–38), Моск. ин­же­нер­но-эко­но­мич. ин-те (с 1938) и др.

Соч.: Ис­кус­ст­во на­чер­та­ния. Л., 1927; Гео­мет­ри­че­ское чер­че­ние. Л., 1928; Ос­но­вы со­вре­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры. Л., 1930; Ор­на­мент. Л., 1931; Кон­ст­рук­ция ар­хи­тек­тур­ных и ма­шин­ных форм. Л., 1931; Ар­хи­тек­тур­ные фан­та­зии: 101 ком­по­зи­ция в крас­ках. 101 ар­хи­тек­тур­ная ми­ниа­тю­ра. Л., 1933; Мой твор­че­ский путь. М., 2011.

Лит.: Стри­га­лев А. А. Фе­но­мен Чер­ни­хо­ва: аван­гард и ок­ре­ст­но­сти // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1997. № 11(2).

Вернуться к началу