Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУПРЕМАТИ́ЗМ

Супрематизм. К.С. Малевич. «Супрематизм». 1916. Русский музей (С.-Петербург).

СУПРЕМАТИ́ЗМ (от лат. supremus – наи­выс­ший), на­прав­ле­ние в рус. аван­гар­диз­ме сер. 1910-х гг., раз­но­вид­ность гео­мет­рич. аб­ст­рак­цио­низ­ма. Пер­вые ра­бо­ты (39 кар­тин, на­зван­ные «су­пре­ма­тизм жи­во­пи­си») бы­ли пред­став­ле­ны К. С. Ма­ле­ви­чем на «По­след­ней фу­ту­ри­сти­че­ской вы­став­ке кар­тин "0,10"» в Пет­ро­гра­де (1915); обос­но­ва­ние ме­то­да (и тер­ми­на) С. со­дер­жит­ся в его ра­бо­те «От ку­биз­ма и фу­ту­риз­ма к су­пре­ма­тиз­му» (1916) и др. тео­ре­тич. вы­ска­зы­ва­ни­ях. Про­ни­зан­ные внутр. дви­же­ни­ем урав­но­ве­шен­ные асим­мет­рич­ные ком­по­зи­ции С. ор­га­ни­зу­ют­ся из раз­но­цвет­ных плос­ко­стей, имею­щих фор­му квад­ра­та, пря­мо­уголь­ни­ка, кру­га, тре­уголь­ни­ка, кре­ста и т. п., по­гру­жён­ных в не­кое транс­цен­дент­ное про­стран­ст­во. Та­кие ком­би­на­ции бы­ли при­зва­ны вы­ра­зить аб­со­лют­ные, «выс­шие» на­ча­ла ре­аль­но­сти, по­стиг­ну­тые ин­туи­ци­ей ху­дож­ни­ка. Бес­пред­мет­ность С. рас­смат­ри­ва­лась Ма­ле­ви­чем как плат­фор­ма для даль­ней­ше­го раз­ви­тия всех про­стран­ст­вен­ных ис­кусств, вклю­чая ар­хи­тек­ту­ру. В 1916–17 в Мо­ск­ве су­ще­ст­во­ва­ло об-во ху­дож­ни­ков «Су­пре­мус», ку­да вхо­ди­ли по­сле­до­ва­те­ли Ма­ле­ви­ча – К. Л. Бо­гу­слав­ская, Н. М. Да­вы­до­ва, И. В. Клюн, М. И. Мень­ков, В. Е. Пес­тель, Л. С. По­по­ва, И. А. Пу­ни, О. В. Ро­за­но­ва, Н. А. Удаль­цо­ва. Н. М. Суе­тин пе­ре­нёс фор­мы С. в де­кор фар­фо­ро­вой по­су­ды, вы­пус­кав­шей­ся в СССР в 1920-х гг. С. ока­зал силь­ное влия­ние на рус. кон­ст­рук­ти­визм 1920-х гг. и на творч. ис­ка­ния Бау­хау­за в Гер­ма­нии.

Лит.: Ма­ле­вич К. С. Собр. соч. М., 2000. Т. 3: Су­пре­ма­тизм. Мир как бес­пред­мет­ность, или Веч­ный по­кой.

Вернуться к началу