
СУПРЕМАТИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУПРЕМАТИ́ЗМ (от лат. supremus – наивысший), направление в рус. авангардизме сер. 1910-х гг., разновидность геометрич. абстракционизма. Первые работы (39 картин, названные «супрематизм живописи») были представлены К. С. Малевичем на «Последней футуристической выставке картин "0,10"» в Петрограде (1915); обоснование метода (и термина) С. содержится в его работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916) и др. теоретич. высказываниях. Пронизанные внутр. движением уравновешенные асимметричные композиции С. организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста и т. п., погружённых в некое трансцендентное пространство. Такие комбинации были призваны выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника. Беспредметность С. рассматривалась Малевичем как платформа для дальнейшего развития всех пространственных искусств, включая архитектуру. В 1916–17 в Москве существовало об-во художников «Супремус», куда входили последователи Малевича – К. Л. Богуславская, Н. М. Давыдова, И. В. Клюн, М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова. Н. М. Суетин перенёс формы С. в декор фарфоровой посуды, выпускавшейся в СССР в 1920-х гг. С. оказал сильное влияние на рус. конструктивизм 1920-х гг. и на творч. искания Баухауза в Германии.