
КАНДИ́НСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич [22.11 (4.12).1866, Москва – 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа], рос. живописец, график, дизайнер, теоретик искусства, поэт. Родился в семье коммерсанта. Окончил юридич. факультет Моск. ун-та (1893). В 1889 участвовал в экспедиции по Вологодской губ., познакомился с нар. иск-вом. Решив стать художником, в кон. 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе А. Ажбе (1897–98) и в АХ у Ф. фон Штука (1900); познакомился с А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарём. В 1901 основал в Мюнхене объединение художников «Фаланга» («Phalanx»). В 1903–07 путешествовал по странам Европы и Сев. Африки (Тунис); неоднократно заезжал в Россию. С 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал «Новое мюнхенское худож. объединение» («Neue Künstlervereinigung München»), в 1911 – объединение «Синий всадник» (совм. с Ф. Марком; в 1912 выпустил в свет одноим. альманах с обложкой по собств. эскизу – программный документ худож. авангардизма). Исполнял также акварели, выставочные плакаты, ксилографии: «Стихи без слов» (1903, изд. 1904); книга стихотворений К. в прозе «Звуки» («Klänge») с авторскими иллюстрациями (1913). В поэзии К. соединились черты символистской и экспрессионистич. поэтики, а также футуристич. зауми. Длительные дружеские отношения, базировавшиеся на неизменном интересе К. к музыке, связывали его с А. Шёнбергом.
Работы К. 1900-х гг. отмечены разл. влияниями – от рус. нар. лубка, нем. гравюры 15 в. до франц. импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, модерна и «Мира искусства» [«Одесса. Порт» (кон. 1890-х гг., ГТГ), «Воскресенье (Древнерусское)» (1904, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам); портреты второй жены К., художницы Габриелы Мюнтер (Münter) (1877–1962), и др.]. В живописных пейзажах кон. 1900-х гг., написанных в Мурнау и близких нем. экспрессионизму, форсированные цвета приобретают силу самостоят. выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость («Пейзаж с башней», 1908, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Мурнау. Вид с железной дорогой и замком», Гор. галерея Ленбаххаус, Мюнхен, и др.). Пейзажные фантазии 1910-х гг. балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс [цикл «Импровизации» (с 1909; ГТГ, ГРМ, Музей совр. иск-ва, Стокгольм, и др. собрания); «Озеро» (1910, ГТГ) и др.].
В 1912 в Мюнхене вышла книга К. «О духовном в искусстве» («Über das Geistige in der Kunst»), ставшая одним из первых опытов теоретич. обоснования абстракционизма (первая абстрактная акварель К. была создана ещё в 1910). В теории К. элементы худож. формы (линия, цвет) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких форм-знаков, освобождённых от предметности, образуют худож. текст, раскрывающий духовное содержание универсума. Полотна К. 1910–14 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся скорее с общими представлениями о динамич. процессах в природе – органич. жизни, геологич. катаклизмах, пульсирующих токах микромира, коловращениях в космич. пространстве: «Импровизация № 27 (Сад любви II)» (1912, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Картина холодных форм» (1914, ГТГ); цикл картин крупного формата «Композиции» (I–III не сохр.; IV – 1911, Худож. собрание земли Сев. Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; V – 1911, частное собрание, Швейцария; VI – 1913, Эрмитаж, С.-Петербург; VII – 1913, ГТГ) и др.
В кон. 1914 К. вернулся в Россию, где после 1917 работал в моск. отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук; 1920–21), преподавал в Свободных худож. мастерских – Вхутемасе (1918–21) и Моск. ун-те (1920; поч. проф.), занимался реорганизацией музеев в России (один из организаторов Музея живописной культуры, см. Живописной культуры музей в Москве, также директор в 1919–21); был вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХН, 1921). Сотрудничал с К. С. Малевичем и А. М. Родченко. В этот период абстрактные формы в живописи К. обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как «сгущения» нематериальных энергий («Москва I», 1916, ГТГ; «Сумеречное», 1917, ГРМ). В нач. 1920-х гг. его эскизы использовались в России также в росписях по фарфору (см. илл. к ст. Декоративно-прикладное искусство).
В кон. 1921 К. возвратился в Германию и по предложению В. Гропиуса преподавал в Баухаузе (в Веймаре и Дессау), где вёл класс аналитич. рисунка и мастерскую настенной живописи, занимался проблемами дизайна. В 1924 по инициативе К. возникло худож. объединение «Синяя четвёрка» («Blaue Vier») в Берлине (П. Клее, А. Г. Явленский, Л. Фейнингер и К.). К. продолжал публиковать теоретич. работы («Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Абстрактный синтез на сцене», «Абстрактное искусство» и др.); в 1926 в Мюнхене вышла его кн. «Точка и линия на плоскости» («Punkt und Linie zu Fläche…»), в которой нача́ла худож. формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль К., названный им «лирическим геометризмом». Из осн. геометрич. элементов (круг, овал, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или расходящимся осям («Маленькая мечта в красном», 1925, Худож. музей, Берн; «Жёлтое – Красное – Синее», 1925, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Некоторые работы («Квадрат», 1927, галерея Маг, Париж) своей игрой со зрительными иллюзиями на неск. десятилетий опережают эксперименты оп-арта. К кон. 1920-х гг. «хореография» геометрич. форм обретает почти сценич. выразительность, являя некую отвлечённую модель сюжетных взаимодействий («Уровни», 1929, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Лёгкое», 1930, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). По проекту К. были исполнены также настенные росписи в Зале приёмов в Юрифрай (1922) и керамич. декор Муз. салона для нем. строит. выставки (арх. Л. Мис ван дер Роэ, 1931; оба – в Берлине; не сохр.). Созданное К. оформление постановки балета «Картинки с выставки» на муз. М. П. Мусоргского (1928, Дессау) явилось практич. разработкой художником проблем светомузыкального синтеза (см. Светомузыка).
В 1928 К. получил герм. гражданство. В 1930–31 путешествовал по Италии, Египту, Палестине, Турции, Греции. В 1933, после закрытия нацистами Баухауза, К. переселился во Францию; в 1939 принял франц. гражданство. В Германии его работы были показаны на выставке «Дегенеративное искусство» (1937) и изъяты из музеев. В живописи последнего десятилетия жизни К. достигнут определённый синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в чёткий контур и ясно выделяются на однотонном фоне («Вокруг круга», 1940, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Мягкий порыв», 1944, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Некоторые из поздних абстракций К. напоминают древние пиктограммы, магич. знаки или идеограммы, сближаясь с живописью Х. Миро и предвосхищая направление иероглифического абстракционизма.