МОДЕРНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЕРНИ́ЗМ в архитектуре, совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910–1920-х гг., когда эксперименты беспредметного иск-ва (в первую очередь кубизма) распространились на скульптуру и пространственные конструкции. Отличит. черты М.: разрыв с историч. традицией, отказ от декорирования архит. форм и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения. Термин «М.» применительно к архитектуре стал широко использоваться только с 1960-х гг.; архитекторы – представители М. использовали также термины-синонимы «новая архитектура», «совр. архитектура», современное движение. На М. как продукт рационалистич. мышления повлияли успехи промышленной революции, филос. теории, обосновывающие универсальность научно-технич. прогресса (прежде всего марксизм); также и появление новых строит. технологий (многоэтажного каркаса, большепролётных металлич. конструкций и сплошного остекления, пассажирского лифта, железобетона), существенно расширивших возможности архитекторов.
При всём радикализме М., принципиально отрицавшего архитектуру прошлого, можно выявить архит. направления и идеи, ставшие базой для возникновения М.: экспрессионизм; вынесшая «честные конструкции» на фасады чикагская школа; стиль модерн с принципом проектирования «изнутри наружу»; концепции города-сада Э. Хоуарда и Индустриального города Т. Гарнье, работы П. Беренса, А. Лоза, а также Ф. Л. Райта (1900-х гг.).
Мн. архитекторы М. отвергали стиль как метод проектирования; тем не менее М. имеет ряд устойчивых формальных признаков (прямоугольные объёмы, ленточное застекление, плоская кровля, светлый цвет стен, свободный план и т. д.; см. также «пять принципов совр. архитектуры» Ле Корбюзье), проявившихся в б. ч. построек М. и фактически позволяющих с 1930-х гг. рассматривать его также как стиль.
Модернисты считали возможным с помощью архитектуры улучшить и даже кардинально изменить структуру общества в соответствии с социалистич. идеалами; они провозгласили утопическую концепцию «строительства жизни», согласно которой заложенная в архит. проекте программа должна обусловливать обществ. процессы, протекающие в здании, посёлке или городе. Соответственно, инструментом архитектора в значительно большей, чем прежде, степени стала не собственно форма или её элементы, а пространство, особая организация которого должна была и управлять деятельностью людей, и создавать форму. Отсюда – осн. метод формообразования М.: форму определяет функция (см. также Органическая архитектура).
Одна из важнейших тем М. – проектирование массового жилья; в частности, дома для рабочих возводились по принципам индустриализации строительства, минимизации затрат на него, организации быта в соответствии с социалистич. доктриной; в СССР появился тип дома-коммуны. Для градостроительства М. ключевыми стали идеи Ле Корбюзье: принципы зонирования, сочетание высотной жилищной застройки с просторными озеленёнными пространствами и дифференциацией транспортной инфраструктуры; первоначальная мысль о тотальном сносе старой застройки сменилась позднее пониманием её ценности.
В 1910-е гг. были созданы программные проекты М.: «Дом-ино» Ле Корбюзье (1914–15), «Башня III Интернационала» В. Е. Татлина (1919–20), «проуны» Л. М. Лисицкого (1919–20). За короткий период идеи М. получили широкое распространение в архитектуре Европы (в т. ч. в СССР), США, Ближнего Востока. Первые постройки М. датируются преим. сер. 1920-х гг.: павильон «Махорка» на ВСХВ в Москве (1923, К. С. Мельников; не сохр.), дом Шрёдер в Утрехте (1923–24, Г. Ритвелд), дома Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (оба 1923–1925, Ле Корбюзье) и др. В разных странах возникают разл. архит. течения М.: конструктивизм, функционализм, рационализм, супрематизм, техницизм, утилитаризм, интернациональный стиль и др. Появляются архит. школы, в которых разрабатывается пропедевтика М.: Баухауз в Германии, Уновис, Инхук, Вхутемас в России. Гл. идеологами архит. М. выступили: Ле Корбюзье; В. Гропиус, Б. Таут в Германии, З. Гидеон в Швейцарии; М. Я. Гинзбург. Была создана объединившая архитекторов М. организация – Междунар. конгрессы совр. архитектуры (франц. CIAM, 1928–59).
После 2-й мировой войны М., теряя свой «антибуржуазный» пафос, становится господствующей архит. идеологией на Западе, вытесняя ар деко и неоклассицизм, и переходит в свою позднюю стадию. Влияние М. распространилось на страны Лат. Америки, Индию, Японию (с 1954 – на СССР, где обратились не к наследию рос. архит. авангардизма 1920-х гг., а к зарубежному опыту индустриализации и стандартизации строит. процесса) и т. д. Развиваются разл. стилистически многообразные версии М. (О. Нимейер; Э. Д. Стоун и И. М. Пей в США, и др.), модифицировавшие или даже отрицавшие доктрину функционализма. Полное воплощение архит. и градостроит. М. сер. 20 в. нашёл в новой браз. столице Бразилиа, построенной по генплану Л. Косты. Реализовавшие концепцию Л. Миса ван дер Роэ призматич. небоскрёбы со стеклянными фасадами появились в большинстве крупных городов мира. Но широкое воплощение идей М. ярче выявило его недостатки: жёсткость концепций, потерявшие актуальность принципиальная установка на «строительство жизни» и пафос техницизма, оторванность от реальной жизни, проявившаяся в невнимании к естеств. процессам развития городов. В качестве альтернативы и реакции на «ортодоксальный» М. возникли архит. объединения 1960-х гг. «Archigram» (Великобритания; под влиянием футуризма), «Archizoom» (Италия; идеи поп-арта) и др.; направления брутализм, метаболизм и, главное, постмодернизм, к рубежу 1960–70-х гг. потеснившие М. в мировой архит. практике. Но как в период господства постмодернистской архитектуры (1970–80-е гг.), так и позднее парадигма М. (разрыв с традицией, отказ от декора и формальные эксперименты) сохранялась и в творчестве отд. архитекторов (Р. Мейер, Р. Монео и др.), и в идеях неомодернизма (использующего формальный лексикон раннего М.), деконструктивизма, хай-тека, нелинейной архитектуры – новых течений, которые в то же время восприняли постмодернистcкую критику М. Сегодня в среде исследователей архитектуры нет единого мнения, можно ли отнести эти направления к М. или постмодернизму, или же их появление свидетельствует о рождении новой архит. парадигмы.