ГАРНЬЕ́ ТОНИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРНЬЕ́ (Garnier) Тони (Антуан) (13.8.1869, Лион – 19.1.1948, Ла-Бедуль, близ Лиона), франц. архитектор, градостроитель и теоретик градостроительства. Учился в технич. школе, в школах изящных искусств (в Лионе, 1886–89; в Париже, 1889–99). Получил Рим. премию и изучал античную архитектуру в Риме (1899–1904). Одновременно разрабатывал проект Индустриального города, вдохновлённый идеями социалистов-утопистов Ш. Фурье и Р. Оуэна и образом идеального города в романе «Труд» Э. Золя (экспонирован в Париже и Риме в 1904; опубл. в 1917; оказал влияние на урбанистич. проекты Ле Корбюзье). Одним из первых начал осваивать эстетику железобетона. В 1905 Г. вернулся в Лион, где пытался частично осуществить свой замысел, выполняя муниципальные заказы. Среди осн. произведений: скотный рынок (1909–14; ныне – выставочно-концертный зал), стадион (1913–26), больница Гранж-Бланш (ныне им. Э. Эррио; 1910–33), жилой р-н «Соединённые Штаты» (1919–34, совм. с Ж. Деба-Понзан), Ткацкая школа (1927–33; все – в Лионе), ратуша в Булонь-Бийанкуре (1930–34). Также выполнял проекты памятников (в т. ч. Павшим за Францию, Лион, 1924; скульптор Ж. Ларриве), частных вилл и выставочных зданий (собств. вилла и вилла жены близ Лиона, 1910–19, павильон Сент-Этьенна на Междунар. выставке декоративного иск-ва и совр. пром-сти в Париже, 1925, и др.).