О́УЭН РОБЕРТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́УЭН (Owen) Роберт (14.5.1771, Ньютаун, Уэльс – 17.11.1858, там же), брит. социалист, филантроп. Из семьи мелкого предпринимателя. Окончив приходскую школу, с 1781 работал приказчиком в торговых домах Лондона и Манчестера, открыл собств. прядильную мастерскую. О. следовал собств. методам руководства, нашедшим наиболее полное воплощение на фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия), управляющим и совладельцем которой он являлся в 1800–29. Опираясь на философию Просвещения, признававшую человека «продуктом обстоятельств», О. был убеждён в абсолютном влиянии социально-экономич. среды на формирование личности. Вложив средства в улучшение условий труда и быта своих рабочих, создав для их детей школу, О. сумел погасить межклассовые конфликты на своём предприятии и повысить его доходность. Он предложил применить успешный опыт Нью-Ленарка для решения социальных проблем, порождённых промышленной революцией (безработица, пауперизм, преступность).
По мнению О., обществ. система, базирующаяся на принципе конкуренции, не способна обеспечить максимально выгодное использование научно-технич. достижений и порождает губительную нищету вместо всеобщего достатка. Строй, разделяющий людей на враждующие группы сообразно их нац., религ., политич., классовым, частнособственнич. предрассудкам, необходимо заменить «строем сотрудничества» (co-operation). Отвергая насильственные перемены, О. предлагал «мирную революцию», в основе которой лежит убеждение словом и наглядным примером.
С 1817 О. публично проповедовал свой план создания «самообеспечивающихся, самоуправляемых с.-х. и пром. посёлков единения и сотрудничества», гл. принципом которых являлись совместное владение, произ-во и потребление, сочетание физического и умственного труда, преимуществ города и деревни, равенство прав и обязанностей. Они должны были стать ячейками «нового нравственного мира», «федерации автономных коммун». Примером такой общины стало созданное им в штате Индиана (США) поселение «Новая Гармония».
Идея подобного социального переустройства, подкреплённая опытом Нью-Ленарка и «Новой Гармонии», получила широкое распространение в рабочей среде. Опираясь на радикальное истолкование теории трудовой стоимости Д. Рикардо, последователи О. полагали, что трудящиеся, являющиеся единственным производителем богатств, объединившись в союзы, смогут постепенно собрать средства для создания собств. «посёлков сотрудничества», не прибегая к насилию или помощи имущих. В нач. 1830-х гг. в Великобритании действовало ок. 1000 обществ «кооператоров», как именовали себя оуэнисты, проводивших при прямом участии О. ежегодные конгрессы.
Растущее влияние идей О. в рабочей среде привело его к мысли организовать «биржи честного обмена труда», или «рабочие базары», призванные обеспечить труженикам справедливый обмен продукцией в соответствии с их трудозатратами, в обход капиталистич. рынка, основанного на денежном обращении. В дополнение к этому О. предлагал создать «производств. гильдии», представлявшие собой альтернативу капиталистич. произ-ву. Становясь совладельцами собств. товариществ, рабочие, считал он, избавлялись от рабства наёмного труда. В 1834 образован Великий нац. союз производств – первое в Великобритании общенациональное объединение тред-юнионов. Однако в условиях капиталистич. рынка и репрессий «рабочие базары» и «производств. гильдии» вскоре прекратили существование, побудив часть последователей О. обратиться к политич. методам борьбы.
В 1840-х гг. О. продолжил настойчиво проповедовать своё учение, уделяя в нём преимуществ. внимание устройству общин, спиритизму и проблемам воспитания, а также критике религии. Идеи О., изложенные в многочисл. публикациях, и социальные эксперименты повлияли на будущее развитие социалистич. теорий, идеологию тред-юнионизма, кооперативного и др. массовых движений 19 в.
Важную роль в обновлении мира О. отводил реформе системы образования. Он пришёл к заключению, что педагогич. методы принесут мало пользы, если человеку не будут созданы условия жизни, препятствующие зарождению дурных чувств и побуждений. В идеальном обществе, по его мнению, обязанности индивида совпадут с его интересами; исчезновение классовых противоречий, свободное чередование физической и умственной деятельности, использование механизмов, облегчающих труд, будут содействовать формированию совершенного человека. В 1815 О. выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат. школьное обучение. В 1816 открыл в Нью-Ленарке воспитат.-образоват. комплекс «Ин-т формирования характера», куда входили школа для детей от 1 до 6 лет (ясли и детский сад), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике; вечером там же проводились занятия для взрослого населения. Свои воззрения О. изложил в кн. «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера» (1812–13; рус. пер. 1865 под назв. «Образование человеческого характера») и др. сочинениях.