ПРОМЫ́ШЛЕННАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОМЫ́ШЛЕННАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ (промышленный переворот), совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным. Рассматривается как явление, предшествовавшее индустриализации, либо как один из её этапов. Термин «П. р.» вошёл в оборот в последней четверти 19 в. благодаря работам брит. историка и обществ. деятеля А. Тойнби (1852–83).
П. р. началась в Великобритании в сер. 18 в. и была вызвана важными технич. изобретениями и инновациями, прежде всего в сфере текстильного произ-ва: появлением прядильной машины Дж. Харгривса (1765), ватерной машины для прядения Т. Хайса (1767), кольцевой прядильной машины Р. Аркрайта (1769). Решающую роль сыграло создание универсальной паровой машины и её последующее улучшение Дж. Уаттом (1774–84). Важное значение имели также изобретения в сфере металлургии и металлообработки: метод пудлингования, разработанный в 1784 (Г. Корт), модель подвижного суппорта Г. Модсли (1797), позволившая создать универсальный металлообрабатывающий станок. Среди факторов, благоприятствовавших П. р. в Великобритании: развитые товарно-денежные отношения; упразднение феод. порядков в результате Английской революции 17 в., приход к власти буржуазии и джентри, наличие резервной рабочей силы, образовавшейся в результате сгона крестьян с земли (см. Огораживание), и запасов необходимого сырья (каменный уголь и железная руда), эксплуатация колоний, мощный торговый флот. П. р., начавшаяся в Великобритании раньше, чем в др. странах, и завершившаяся в 1-й пол. 19 в., привела к превращению этого государства в «мастерскую мира» и способствовала его доминированию на междунар. арене на протяжении большей части 19 в.
Считается, что в континентальной Европе П. р. началась в первом десятилетии 19 в. в бельг. землях, находившихся тогда под франц. контролем (механич. мастерская в г. Льеж выходцев из Великобритании У. и Дж. Кокерил, ок. 1807). Достаточно рано П. р. развернулась в США (1820-е гг.), где имелись богатая сырьевая база, разветвлённая речная сеть, огромные незаселённые территории и существенную роль играл иностранный (гл. обр. брит.) капитал. Отд. центры машинного произ-ва имелись в нач. 19 в. во Франции, до сер. 18 в. конкурировавшей с Великобританией за роль лидера в европ. экономике, но затем отставшей в силу сохранения феод. пережитков, ликвидированных лишь в ходе Французской революции 18 в., а также в герм. и сев.-итал. землях. Однако полное развёртывание П. р. в континентальных странах Зап. Европы относится лишь ко 2–3-й четв. 19 в. В странах Центр. и Вост. Европы П. р. сдерживало сохранение феод. отношений и крепостного права.
В результате деятельности иностр. капитала отд. предприятия фабрично-заводской пром-сти с сер. 19 в. стали возникать в Индии, Китае, Египте, Мексике, Бразилии, Аргентине и некоторых др. странах. На территории большинства стран Азии и Африки П. р. так и не завершилась к моменту обретения ими независимости после 1945. Особая ситуация сложилась в Японии, где под влиянием революции Мэйдзи (см. Мэйдзи исин) П. р. началась в кон. 19 в. и проходила при активной поддержке государства.
В развитии П. р. прослеживается ряд закономерностей. Если на её начальных этапах ведущую роль играла текстильная пром-сть, прежде всего хлопчатобумажная, то с сер. 19 в. – металлургия, востребованная созданием новых средств передвижения (ж.-д. транспорт, пароходы), а затем машиностроение.
Анализируя ряд масштабных технологических и иных изменений, исследователи часто выделяют особый этап П. р. (часто именуется 2-й П. р.), который датируется периодом с сер. 19 в. до начала 1-й мировой войны (1914). Для него характерны появление новых материалов и возрастающая роль химич. пром-сти, расширение использования новых источников энергии (электроэнергия, нефть), изобретение двигателя внутр. сгорания и возникновение авто- и авиастроения, интенсивное формирование сети ж. д. и автомобильных дорог, выход на качественно новый уровень судостроения и средств связи (телеграф, телефон, радио), начало стандартизации и автоматизации произ-ва, переход к новейшим технологиям. Ряд достижений точных и естеств. наук данного периода послужил основой для развития с сер. 20 в. научно-технической революции.
П. р. оказала влияние на всё последующее развитие человечества. В результате неё произошёл переход от ремесленного и мануфактурного произ-ва к фабричному, повлёкший за собой глубокие социально-экономич., политич. и культурные изменения (начало эпохи пром. капитализма, ослабление позиций земельной аристократии, замена сословного общества гражданским, усиление влияния крупной и средней буржуазии, изменение форм трудовых отношений, численный рост пролетариата и развитие рабочего движения и др.). П. р. стимулировала процессы урбанизации (в Великобритании к кон. 19 в. в городах проживало 3/4 нас.), коренных изменений в с.-х. произ-ве (см. Аграрный переворот), быстрый рост численности населения (население Европы увеличилось с ок. 175 млн. чел. в 1800 до ок. 450 млн. чел. в 1914), вызвала массовую миграцию, способствовала усовершенствованию средств ведения войны.
Технологические, финансовые и воен. преимущества, которые обеспечила европ. государствам и США П. р., а также порождённая ею острая потребность в новых рынках сбыта, источниках сырья и сферах приложения капитала стимулировали переход к политике активных колониальных и территориальных захватов в целях раздела мира, что в свою очередь стало причиной кровопролитных воен. конфликтов. В то же время внутри самих этих держав неуклонно нарастали противоречия между порождёнными П. р. классами – буржуазией и пролетариатом.