ФУРЬЕ́ ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУРЬЕ́ (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7.4.1772, Безансон – 10.10.1837, Париж), франц. философ-утопист. Из купеч. семьи, занимался самообразованием. Во время Французской революции 18 в. участвовал в лионском федералистском восстании (1793), был арестован, мобилизован в армию (1794). Свои социальные идеи и проекты обществ. переустройства изложил в сочинениях «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» («Théorie des quatre mouvemens et des destinées générales», 1808), «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» («Sommaire de traité de l’association domestique-agricole», 1823). С 1826 жил в Париже. Для популяризации своих идей составил их краткое изложение под назв. «Новый промышленный и общественный мир» («Nouveau monde industriel et sociétaire», 1829). Сочинения Ф. не вызвали широкого обществ. интереса, но у него появились ученики (В. Консидеран и др.), число которых росло. Совместно они издавали журналы «Lе Phalanstère» (1832–34), «La Phalange» (1836–43). В конце жизни к Ф. пришла известность, ещё при его жизни появился термин «фурьеризм». Гл. пороком совр. общества Ф. считал подавление естеств. человеческих чувств и влечений. Он выделил 810 человеческих характеров, исходя из присущих каждому страстей, и предложил построить общество на основе естеств. взаимного влечения людей одного типа и природной склонности каждого человека к определённому роду деятельности. Согласно учению Ф., ячейкой гармоничного гос. и обществ. устройства должна стать «фаланга» – коммуна, образованная на основе взаимной симпатии её членов, совместно живущих в большом здании (фаланстере). Ф. полагал, что по всей земле должны появиться фаланстеры, в каждом из которых объединятся 1620 членов с разными характерами (поровну мужчин и женщин). Обитатели фаланстера, обладая обширным земельным участком, будут совместно заниматься с. х-вом и ремёслами в соответствии со своими способностями и вместе проводить досуг. Ф. был противником индустриализации, конкуренции и неограниченной свободы рынка, но не отвергал существование частной собственности и наследств. права. Фаланстер в теории Ф. действовал по типу акционерного общества, где доходы каждого члена зависели от труда, вложенного капитала и таланта. Отвергал насилие, ратовал за равноправие мужчин и женщин, предложил создание яслей для детей. Негативно оценил Франц. революцию. При жизни ему не удалось основать фаланстер. После смерти Ф. его последователи предприняли неск. попыток основать коммуны во Франции, Алжире, Бельгии, США, Бразилии, Мексике, но все фаланстеры со временем распадались. Дольше всего (1880–1968) просуществовали «фамилистеры» (фаланстеры, объединявшие семьи рабочих) в коммуне Гиз (Франция) и в Брюсселе. В России приверженцами Ф. были члены кружка М. В. Петрашевского, интерес к его идеям проявляли Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин.