ОРГАНИ́ЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИ́ЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ́РА, направление в архитектуре 20 в., возникшее как альтернатива историческим стилям и эклектизму. Теоретич. база для О. а. сложилась ещё в 19 в.: на её формирование значительно повлиял И. В. Гёте, занимавшийся проблемами морфологии (науки об организме и его целостности) и физиологии (науки о функции) в биологии: именно он ввёл понятие функции в архитектуре. Основы О. а. заложили амер. скульптор Г. Грино (в сер. 19 в.) и арх. Л. Г. Салливен (в кон. 19 – нач. 20 вв.); согласно их идеям, архитектура должна следовать природной, «органической» целесообразности, а форма сооружений – определяться их назначением и условиями среды, подобно форме естеств. организмов, в соответствии с теорией эволюции Ч. Дарвина. Грино первым заявил об органич. обусловленности формы функцией; Салливен обобщил его идеи в постулате «форма следует функции», подразумевая при этом форму, не являющуюся следствием субъективного своеволия художника, а выражающую структуру здания, «правдивость» в использовании материалов, развитие архит. композиции изнутри наружу и её взаимосвязь с окружением, соответствие архитектуры духу времени и нац. особенностям. Гл. теоретик О. а. – Ф. Л. Райт, относивший своё творчество к этому направлению и выразивший свои идеи в очерке «Органическая архитектура» («Organic architecture», 1910). Для него принципами О. а. стали интеграция здания в ландшафт и использование материалов согласно их природным свойствам; в планировке функциональные зоны должны одновременно выделяться и составлять единое целое: используя как основу плана геометрич. решётку, Райт добивался «перетекания» пространства между её «ячейками», а также размывания границ между внешним пространством и интерьером здания (напр., дом Роби в Чикаго, 1908–10, и др. «дома прерий»). В Европе теорией О. а. занимался Х. Херинг, в отличие от Райта отвергавший правильные геометрич. формы; по его мнению, композиция здания должна развиваться свободно, подобно живому организму. Свойственная О. а. идея целесообразности, основанная на приспособлении проекта к условиям его существования и его назначению, сближала это направление с функционализмом, также основывавшимся на теории Дарвина (напр., Ле Корбюзье в своём творчестве объединял биологич. и технич. начала, часто используя вместо термина «О. а.» понятие «биология архитектуры»); но в О. а. каждое здание отвечает пристрастиям и нуждам (в т. ч. психологическим) конкретного заказчика как неотъемлемым элементам его назначения, а в функционализме частное приносится в жертву общему ради упрощения проектирования и строительства. Среди представителей О. а. 20 в. – Б. Дзеви в Италии, Х. Шароун и Ф. Отто в Германии, И. Маковец в Венгрии; близки к этому направлению Р. Штайнер, А. Аалто, Р. Нёйтра, Эро Сааринен, П. Солери.
Хотя О. а. как архит. направление не подразумевает подражания природным формам, а Ф. Л. Райт резко выступал против подобной имитации, под О. а. иногда также понимают любое использование «биоморфных» мотивов в архитектуре. Они характерны для стиля модерн (А. Гауди и мн. др.), архит. экспрессионизма [Э. Мендельзон, Г. Бём (см. в ст. Бём, семья), А. Предок и др.], а также для неомодернизма (напр., здание Кунстхауса в Граце, 2003, арх. П. Кук; комплекс космодрома «Америка» в штате Нью-Мексико в США, 1-я очередь, 2009–11, арх. Н. Фостер), экологич. архитектуры, архит. биомиметики (иногда называемой бионикой) – направления, в котором на базе изучения природных форм и процессов строятся теоретич. модели, которые применяются в архит. практике.