ШТА́ЙНЕР ШТЕЙНЕР РУДОЛЬФ ЙОЗЕФ ЛОРЕНЦ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТА́ЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (27.2.1861, Кралевец, Австр. империя, ныне Дони-Кралевец, Хорватия – 30.3.1925, Дорнах, Швейцария), нем. философ, учёный, мистик, основоположник антропософии. Получил естественно-науч. образование в Венском технич. ун-те (1879–83), слушал лекции по этике (у Ф. Брентано), философии, истории и медицине в Венском ун-те. В 1882–97 издатель и комментатор естеств.-науч. сочинений И. В. Гёте, выступил с филос. обоснованием его метода, выделив в качестве его онтологич. принципов «первофеномены» (в физике, химии и математике), морфологич. «тип» (в биологии) и идеи в гуманитарном знании («Очерк теории познания гётевского мировоззрения» – «Grundlinien einer Erkenntnistheorie der goetheschen Weltanschauung», 1886, рус. пер. 1993). В дис. «Истина и наука» («Wahrheit und Wissenschaft», 1892, рус. пер. 1913) связывал анализ акта познания с восхождением к беспредпосылочному началу философии. В гл. соч. «Философия свободы» («Die Philosophie der Freiheit», 1894, рус. пер. 1993) свобода поступка обосновывается с позиции радикального этич. индивидуализма (эта концепция Ш. привлекла внимание ряда представителей анархизма). Защищал биологич. эволюционизм («Геккель и его противники» – «Haeckel und seine Gegner», 1900). Выступил с истолкованием философии Ф. Ницше («Фридрих Ницше: борец против своего времени» – «Friedrich Nietzsche, ein Kämpfer gegen seine Zeit», 1895, рус. пер. 2010), нем. мистики от И. Экхарта до Ангелуса Силезиуса (лекции «Мистика на заре духовной жизни нового времени и её отношение к современным мировоззрениям» – «Die Mystik im Aufgange des neuzeitlichen Geisteslebens und ihr Verhältnis zu modernen Weltanschauungen», изд. в 1901, рус. пер. 1993), мировоззрений 19 в. («Welt- und Lebensanschauungen im neunzehnten Jahrhundert», Bd 1–2, 1900–01), античного и евангельского символизма («Христианство как мистический факт» – «Das Christentum als mystische Tatsache», 1902, рус. пер. 1991).
В 1897–1905 в Берлине Ш. читал лекции в Общеобразоват. школе для рабочих, основанной В. Либкнехтом, в Свободном ун-те, Академии им. Гумбольдта, разл. лит. обществах, а также в «монистическом» Союзе им. Дж. Бруно и экспрессионистском об-ве «Грядущие» (сооснователем которых он был).
В 1902 Ш. создал и возглавил нем. секцию Теософского об-ва (см. Теософия); им были прочитаны многочисл. курсы лекций в разл. странах Европы, опубликованы сочинения, посвящённые спиритуалистич. антропологии («Теософия», 1904, рус. пер. 1990), космогонии и истории («Очерк тайноведения» – «Die Geheimwissenschaft im Umriss», 1910, рус. пер. 1992), психофизической проблеме («О загадках души» – «Von Seelenrätseln», 1917, рус. пер. 2016) и работе над собой («Практическое развитие мышления» – «Praktische Ausbildung des Denkens», лекция 1909, рус. пер. 2015). После исключения в 1913 нем. секции из Теософского об-ва вследствие несогласия с председателем об-ва А. Безант (объявившей Д. Кришнамурти новым Мессией) сторонники Ш. основали Антропософское об-во.
В 1917 Ш. выдвинул программу обществ. стабилизации путём разделения «социального организма» на три автономные самоуправляющиеся сферы – духовную (культура, основанная на принципе «свободы»), государственно-правовую (основана на принципе «равенства») и хозяйственную («братство», строящееся на основе добровольных экономич. ассоциаций). После Ноябрьской революции 1918 инициированное сторонниками Ш. в Австрии, Германии и Швейцарии движение за реализацию этой программы получило отклик у рабочих, ряда промышленников, политиков (В. Ратенау, К. Эйснер) и представителей интеллигенции (Г. Гессе, М. Вебер, П. Наторп, Т. Манн и др.).
В 1923 Ш. открыл в Дорнахе (Швейцария) Свободную высшую школу духовного знания (построенное для неё по спец. проекту Ш. здание – Гётеанум – в канун 1923 было сожжено неизвестными лицами; новое здание было закончено в 1928).
Творчество Ш. мало изучено, не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития. Своё место в филос. традиции Ш. характеризовал следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» («Anthroposophical Movement», 1934. Vol. 11. № 3. P. 19). Исследование высшей реальности предполагает пробуждение и деятельное развитие в душе особых познават. способностей, а осмысление сверхчувств. восприятий, опирающееся на акты интеллектуальной интуиции, получает методич. науч. изложение в понятийной форме.
Как реформатор-практик Ш. заложил основы вальдорфской педагогики, антропософского метода в медицине, лечебной педагогики (см. Кэмпхиллское движение), биодинамич. с. х-ва, инициировал развитие новых направлений в искусстве и архитектуре.