АНАРХИ́ЗМ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНАРХИ́ЗМ (от греч. ἀναρχία – безвластие), социально-политич. движение, основанное на отрицании государственности и замены её полным самоуправлением народа. Элементы А. встречаются уже в учениях древности и у авторов 17–18 вв. (Дж. Уинстэнли, У. Годвин и др.). Однако теоретич. основы А. сложились в сер. 19 в., когда негативные социальные последствия пром. переворота в Европе стали очевидными, а разрыв между властью с её неподвижными, ретроградными структурами и быстро изменявшимся обществом стремительно углублялся, радикальная часть интеллигенции отозвалась на вызов времени разработкой разл. либертарных и социальных идей. Одной из таких идей явился А. Впервые его целостная концепция была изложена П. Прудоном, выдвинувшим лозунг борьбы за «анархию». В соответствии с идеями А. производство должно быть передано в руки трудящихся, объединённых в сообщества. Эти сообщества работников (общины, коллективы), самостоятельные во внутр. делах, для решения общих для всех вопросов создают союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации. Одновременно возникло течение анархо-индивидуализма, сторонники которого опирались на идеи М. Штирнера, видевшего решение всех проблем в достижении абсолютной свободы личности. Учение Прудона, а затем одного из вождей 1-го Интернационала М. А. Бакунина, связавшего воедино идеи А. и социализма, получило широкое распространение во Франции, Испании, Италии, России и др. странах. Во время Парижской коммуны 1871 прудонисты добивались передачи части предприятий работникам и провозглашения Франции федерацией самоуправляющихся коммун. Поражение Коммуны и Исп. революции 1868–74 (в 1873 на два месяца президентская власть в Испании даже принадлежала прудонисту Ф. Пи-и-Маргалю), распад 1-го Интернационала привели к кризису анархистского движения. В 1880-е гг. в А. возобладало анархо-коммунистич. учение П. А. Кропоткина, который считал, что социальная революция приведёт одновременно к анархии (общество без государства) и коммунизму (общество без капитала и собственности). Анархисты видели разл. пути борьбы за этот идеал: пропаганда, создание коммун, организация восстаний и даже террористич. актов. Одни анархисты считали, что необходимо революц. насильств. свержение господства государства и капитала (Бакунин, Кропоткин, Э. Малатеста), другие (Прудон) полагали, что насилие несовместимо с борьбой за анархию. В этом отношении к прудонистам близко стоял Л. Н. Толстой, не принимавший ни совр. государство, ни насилие, откуда бы оно ни исходило, но видевший выход не в социальном реформаторстве, а в стремлении к внутр. обновлению в духе Евангелия. Близкие к А. идеи распространялись и за пределами Европы. Носителем таких идей, в частности, в Юж. Африке и Индии выступал М. Ганди, который синтезировал некоторые положения традиц. религ.-филос. идей (джайнизм и др.) и ключевые моменты учений Кропоткина и Толстого. К последней трети 19 в. А. в Европе стал терять своё влияние в результате широкого распространения др. освободит. идей и движений (прежде всего социал-демократии). Это отступление анархисты пытались компенсировать расширяющейся практикой индивидуального террора. Именно в это время в массовом сознании европейцев под значит. влиянием проправительств. печати возникает полное отождествление понятий «анархист» и «террорист». На периферии капиталистич. мира (иберийские страны, Лат. Америка) анархисты сохраняли свою основную социальную базу (рабочие небольших предприятий, разоряющиеся мелкие собственники и деклассированные элементы) и оставались самым мощным элементом революционных сил.
В 20 в. наибольшее влияние среди анархистских течений приобрели анархо-коммунизм и анархо-синдикализм. В 1918–21 на Украине под знамёнами анархизма развернулось Махновское движение. Во время Испанской революции 1931–39 под контроль анархистов и анархо-синдикалистов перешли обширные районы Арагона и Каталонии. Новый интерес к А. в странах Запада пришёлся на кон. 1960-х гг., когда значит. часть молодёжи и интеллигенции увидела в А. лучшее средство низвержения господства крупного капитала и обслуживающего его интересы государства. В то же время увлечение А. на рубеже 1960–70-х гг. свидетельствовало и о неприятии опыта СССР и стран Вост. Европы как одного из вариантов подавления свободы. Идеи А. оказываются востребованными и в зап. философии (Ж. П. Сартр, Г. Маркузе и др.). Оживление анархистских идей и попытки возрождения анархистского движения наблюдались в СССР в годы перестройки, но значит. развития они не получили. На рубеже 20 и 21 вв. идеи А. тесно переплелись с концепциями информац. общества, основанного на равноправных сетевых связях между людьми. А. оказывает влияние на экологич. и разл. альтернативные движения. В публицистике нередко указывается на связь различных форм совр. междунар. и нац. терроризма (от «Красных бригад» до радикального исламского фундаментализма) с А., однако действит. связь этих явлений не очевидна.