Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАРХИ́ЗМ

Авторы: А. В. Шубин

АНАРХИ́ЗМ (от греч. ἀναρχία – без­вла­стие), со­ци­аль­но-по­ли­тич. дви­же­ние, ос­но­ван­ное на от­ри­ца­нии го­су­дар­ст­вен­но­сти и за­ме­ны её пол­ным са­мо­управ­ле­нием на­ро­да. Эле­мен­ты А. встре­ча­ют­ся уже в уче­ни­ях древ­но­сти и у ав­то­ров 17–18 вв. (Дж. Уин­стэн­ли, У. Го­двин и др.). Од­на­ко тео­ре­тич. ос­но­вы А. сло­жи­лись в сер. 19 в., ко­гда не­га­тив­ные со­ци­аль­ные по­след­ст­вия пром. пе­ре­во­ро­та в Ев­ро­пе ста­ли оче­вид­ны­ми, а раз­рыв ме­ж­ду вла­стью с её не­под­виж­ны­ми, рет­ро­град­ны­ми струк­ту­ра­ми и бы­ст­ро из­ме­няв­шим­ся об­ще­ст­вом стре­ми­тель­но уг­луб­лял­ся, ра­ди­каль­ная часть ин­тел­ли­ген­ции ото­зва­лась на вы­зов вре­ме­ни раз­ра­бот­кой разл. ли­бер­тар­ных и со­ци­аль­ных идей. Од­ной из та­ких идей явил­ся А. Впер­вые его це­ло­ст­ная кон­цеп­ция бы­ла из­ло­же­на П. Пру­до­ном, вы­дви­нув­шим ло­зунг борь­бы за «анар­хию». В со­от­вет­ст­вии с идея­ми А. про­из­вод­ст­во долж­но быть пе­ре­да­но в ру­ки тру­дящих­ся, объ­е­ди­нён­ных в со­об­ще­ст­ва. Эти со­об­ще­ст­ва ра­бот­ни­ков (об­щи­ны, кол­лек­ти­вы), са­мо­стоя­тель­ные во внутр. де­лах, для ре­ше­ния об­щих для всех во­про­сов соз­да­ют сою­зы, ко­то­рые в свою оче­редь объ­е­ди­ня­ют­ся в фе­де­ра­ции. Од­но­вре­мен­но воз­ник­ло те­че­ние анар­хо-ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го опи­ра­лись на идеи М. Штир­не­ра, ви­дев­ше­го ре­ше­ние всех про­блем в дос­ти­же­нии аб­со­лют­ной сво­бо­ды лич­но­сти. Уче­ние Пру­до­на, а за­тем од­но­го из во­ж­дей 1-го Ин­тер­на­цио­на­ла М. А. Ба­ку­ни­на, свя­зав­ше­го во­еди­но идеи А. и со­циа­лиз­ма, по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во Фран­ции, Ис­па­нии, Ита­лии, Рос­сии и др. стра­нах. Во вре­мя Па­риж­ской ком­му­ны 1871 пру­до­ни­сты до­би­ва­лись пе­ре­да­чи час­ти пред­при­ятий ра­бот­ни­кам и про­воз­гла­ше­ния Фран­ции фе­де­ра­ци­ей са­мо­управ­ляю­щих­ся ком­мун. По­ра­же­ние Ком­му­ны и Исп. ре­во­лю­ции 1868–74 (в 1873 на два ме­ся­ца пре­зи­дент­ская власть в Ис­па­нии да­же при­над­ле­жа­ла пру­до­ни­сту Ф. Пи-и-Мар­га­лю), рас­пад 1-го Ин­тер­на­цио­на­ла при­ве­ли к кри­зи­су анар­хи­ст­ско­го дви­же­ния. В 1880-е гг. в А. во­зоб­ла­да­ло анар­хо-ком­му­ни­стич. уче­ние П. А. Кро­пот­ки­на, ко­то­рый счи­тал, что со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция при­ве­дёт од­но­вре­мен­но к анар­хии (об­ще­ст­во без го­су­дар­ст­ва) и ком­му­низ­му (об­ще­ст­во без ка­пи­та­ла и соб­ст­вен­но­сти). Анар­хи­сты ви­де­ли разл. пу­ти борь­бы за этот иде­ал: про­па­ган­да, соз­да­ние ком­мун, ор­га­ни­за­ция вос­ста­ний и да­же тер­ро­ри­стич. ак­тов. Од­ни анар­хи­сты счи­та­ли, что не­об­хо­ди­мо ре­во­люц. на­сильств. свер­же­ние гос­под­ства го­су­дар­ст­ва и ка­пи­та­ла (Ба­ку­нин, Кро­пот­кин, Э. Ма­ла­те­ста), дру­гие (Пру­дон) по­ла­га­ли, что на­си­лие не­со­вмес­ти­мо с борь­бой за анар­хию. В этом от­но­ше­нии к пру­до­ни­стам близ­ко сто­ял Л. Н. Тол­стой, не при­ни­мав­ший ни совр. го­су­дар­ст­во, ни на­си­лие, от­ку­да бы оно ни ис­хо­ди­ло, но ви­дев­ший вы­ход не в со­ци­аль­ном ре­фор­ма­тор­ст­ве, а в стрем­ле­нии к внутр. об­нов­ле­нию в ду­хе Еван­ге­лия. Близ­кие к А. идеи рас­про­стра­ня­лись и за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы. Но­си­те­лем та­ких идей, в ча­ст­но­сти, в Юж. Аф­ри­ке и Ин­дии вы­сту­пал М. Ган­ди, ко­то­рый син­те­зи­ро­вал не­ко­то­рые по­ло­же­ния тра­диц. ре­лиг.-фи­лос. идей (джай­низм и др.) и клю­че­вые мо­мен­ты уче­ний Кро­пот­ки­на и Тол­сто­го. К последней тре­ти 19 в. А. в Ев­ропе стал те­рять своё влия­ние в ре­зуль­та­те ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния др. ос­во­бо­дит. идей и дви­же­ний (пре­ж­де все­го со­ци­ал-де­мо­кра­тии). Это от­сту­п­ле­ние анар­хи­сты пы­та­лись ком­пен­си­ро­вать рас­ши­ряю­щей­ся прак­ти­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­го тер­ро­ра. Имен­но в это вре­мя в мас­со­вом соз­на­нии ев­ро­пей­цев под зна­чит. влия­ни­ем про­пра­ви­тельств. пе­ча­ти воз­ни­ка­ет пол­ное ото­жде­ст­в­ле­ние по­ня­тий «анар­хист» и «тер­ро­рист». На пе­ри­фе­рии ка­пи­та­ли­стич. ми­ра (ибе­рий­ские стра­ны, Лат. Аме­ри­ка) анар­хи­сты со­хра­ня­ли свою основную со­ци­аль­ную ба­зу (ра­бо­чие не­боль­ших пред­при­ятий, ра­зо­ряю­щие­ся мел­кие соб­ст­вен­ни­ки и де­кла­сси­ро­ван­ные эле­мен­ты) и ос­та­ва­лись са­мым мощ­ным эле­мен­том ре­во­лю­ци­он­ных сил.

В 20 в. наи­боль­шее влия­ние сре­ди анар­хи­ст­ских те­че­ний при­об­ре­ли анар­хо-ком­му­низм и анар­хо-син­ди­ка­лизм. В 1918–21 на Ук­раи­не под зна­мё­на­ми анар­хи­зма раз­вер­ну­лось Мах­нов­ское дви­же­ние. Во вре­мя Ис­пан­ской ре­во­лю­ции 1931–39 под кон­троль анар­хи­стов и анар­хо-син­ди­ка­ли­стов пе­ре­шли об­шир­ные рай­оны Ара­го­на и Ка­та­ло­нии. Но­вый ин­те­рес к А. в стра­нах За­па­да при­шёл­ся на кон. 1960-х гг., ко­гда зна­чит. часть мо­ло­дё­жи и ин­тел­ли­ген­ции уви­де­ла в А. луч­шее сред­ст­во низ­вер­же­ния гос­под­ства круп­но­го ка­пи­та­ла и об­слу­жи­ваю­ще­го его ин­те­ре­сы го­су­дар­ст­ва. В то же вре­мя ув­ле­че­ние А. на ру­бе­же 1960–70-х гг. сви­де­тель­ст­во­ва­ло и о не­при­ятии опы­та СССР и стран Вост. Ев­ро­пы как од­но­го из ва­ри­ан­тов по­дав­ле­ния сво­бо­ды. Идеи А. ока­зы­ва­ют­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми и в зап. фи­ло­со­фии (Ж. П. Сартр, Г. Мар­ку­зе и др.). Ожив­ле­ние анар­хи­ст­ских идей и по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния анар­хи­ст­ско­го дви­же­ния на­блю­да­лись в СССР в го­ды пе­ре­строй­ки, но зна­чит. раз­ви­тия они не по­лу­чи­ли. На ру­бе­же 20 и 21 вв. идеи А. тес­но пе­ре­пле­лись с кон­цеп­ция­ми ин­фор­мац. об­ще­ст­ва, ос­но­ван­но­го на рав­но­прав­ных се­те­вых свя­зях ме­ж­ду людь­ми. А. ока­зы­ва­ет влия­ние на эко­ло­гич. и разл. аль­тер­на­тив­ные дви­же­ния. В пуб­ли­ци­сти­ке не­ред­ко ука­зы­ва­ет­ся на связь раз­лич­ных форм совр. ме­ж­ду­нар. и нац. тер­ро­риз­ма (от «Крас­ных бри­гад» до ра­ди­каль­но­го ис­лам­ско­го фун­да­мен­та­лиз­ма) с А., од­на­ко дей­ст­вит. связь этих яв­ле­ний не оче­вид­на.

Лит.: Nettlau M. Bib­li­og­ra­phie de l’an­ar­chie. P., 1897. N. Y., 1968; Боровой А. А. Анар­хизм. М., 1918; Прудон П. Ж. Что та­кое соб­ст­вен­ность? П., 1919; Pat­terns of an­ar­chy: a col­lec­tion of writ­ings on the an­ar­chist tra­di­tion / Ed. by L. Krimer­man, P. Lewis. Gar­den Sity, N. Y., 1966; Guer­in D. L’an­ar­chism: de la doc­trine à l’ac­tion. P., 1976; Кропот­кин П. А. Хлеб и во­ля. Со­вре­мен­ная нау­ка и анар­хия. М., 1990; Анар­хия и власть. М., 1992; Шубин А. В. Анар­хи­ст­ский со­ци­аль­ный экс­пе­ри­мент. Ук­раи­на и Ис­па­ния. 1917–1939 го­ды. М., 1998; Бакунин М. А. Анар­хия и По­ря­док. М., 2000; Эльцбахер П. Сущ­ность анар­хиз­ма. М., 2001.

Вернуться к началу