РАЙТ ФРЭНК ЛЛОЙД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАЙТ (Wright) Фрэнк Ллойд (8.6.1867, Ричленд-Сентер, штат Висконсин – 9.4.1959, Финикс), амер. архитектор. Проф. образование получил в чикагских архит. мастерских Дж. Л. Силсби (проектировал дома с нерегулярным планом и «перетекающим» из помещения в помещение пространством) и Л. Салливена (создавал здания простых геометрич. форм). На Р. также повлияла традиц. япон. архитектура с её прямоугольной модульной сеткой и членением внутр. пространства дома с помощью параллельных и перпендикулярных друг другу «плоскостей» – раздвижных экранов и ширм. На основе этих компонентов он выработал свою архит. парадигму, которую относил к органической архитектуре и описал в одноим. очерке («Organic architecture», 1910); также она подразумевала интеграцию здания в ландшафт и размывание границ между интерьером и внешним пространством, использование материалов согласно их природным свойствам. Эта концепция отразилась уже в ранних постройках Р. – «домах прерий» (по названию образцового проекта Р. «Дом в городе среди прерий», 1900, опубл. в 1901) с горизонтальной сложносоставной композицией, отказом от симметрии, крышами с низким профилем и большим выносом, «перетекающими» друг в друга помещениями, огранизованными вокруг гл. комнаты с камином: особняки У. Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс (1902–03), Д. Мартина в Буффало, штат Нью-Йорк (1904–05), Ф. Роби в Чикаго (1908–10), собств. загородный дом «Талиесин» в штате Висконсин (1911, перестроен) и др. В этот же период Р. возвёл конторское здание для компании «Larkin» в Буффало (1906; не сохр.) и ц. «Храм единства» в Ок-Парке, штат Иллинойс (1906–1907). Для своих построек Р. нередко создавал дизайн мебели, витражей и др. В 1909–10 в Европе Р. подготовил к печати издание своих проектов; его идеи повлияли на Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и В. Гропиуса.
Отель «Империал» в Токио (1923; не сохр.) и дома из бетонных блоков с рельефными узорами в духе архитектуры доколумбовой Америки [А. Барнсделл (Холлихок-хаус, 1919–21), Ч. Энниса (1924); оба в Лос-Анджелесе, и др.] отразили возникший у Р. интерес к орнаменту. В годы Великой депрессии Р. обратился к преподаванию: основал в «Талиесине» архит. школу (1932), читал лекции (в т. ч. в Принстонском ун-те, 1930). Тогда же Р. предложил концепцию дезурбанизации в труде «Исчезающий город» («The disappearing city», 1932). Его проект «Города широких горизонтов» (1932–59) – децентрализованное самодостаточное поселение с низкой плотностью застройки; базу для его возникновения Р. видел в распространении в США личного автотранспорта и развитии совр. средств коммуникации. Поздние постройки Р. отличает более смелое формообразование. Многоуровневая вилла Э. Кауфмана в Милл-Ране близ Питтсбурга («Дом над водопадом»; 1936–39) с нависающими над водой террасами полностью открыта в природное окружение (см. илл. к ст. Архитектура). В адм. здании компании «Johnson Wax» в г. Расин, штат Висконсин (1936–1939), гл. зал, перекрытия которого поддерживают тонкие колонны с широкими «зонтичными» капителями, освещается только сверху сквозь проёмы, забранные пластиковыми трубками, и расположенными там же светильниками. Комплекс мастерской и школы Р. «Талиесин Уэст» в Скотсдейле, штат Аризона (1937–59), вписан в пустынное окружение с помощью сочетания бетона с местным камнем; над чертёжными помещениями натянут холст, фильтрующий солнечный свет. В поздних работах Р. использовал треугольный (Унитарианская ц. в Шорвуд-Хилсе, штат Висконсин, 1949–51; синагога Бет-Шолом в Элкинс-Парке, штат Пенсильвания, 1956–59) и шестиугольный (дом П. и Дж. Ханна в Станфорде, штат Калифорния, 1937–61) модули. Тема спирального пандуса наиболее полно разработана Р. в музее С. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект, с 1943; 1956–59), где выставочные пространства организованы вдоль него (см. илл. к ст. Гуггенхейм). Мотивы полукружия и круга встречаются в доме Г. Джейкобса «Солнечный полукруг» в Мидлтоне, штат Висконсин (1946–48), адм. комплексе округа Марин в Сан-Рафеле, штат Калифорния (1962 и 1969), греч. ц. Благовещения в Милуоки, штат Висконсин (1959–61). К крупным ансамблям относится кампус Юж. колледжа Флориды в Лейкленде, штат Флорида («Дитя солнца»; 1938–1950-е гг.). Многоэтажные постройки Р. отличает древовидная конструкция с бетонным «стволом», к которому прикреплены «ветки»-этажи (лабораторная башня «Johnson Wax» в Расине, 1950; Прайс-тауэр в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1953–56; нереализованный проект «Башня высотой в 1 милю» для Чикаго, 1956). С сер. 1930-х гг. разрабатывал проекты практичных и доступных «юсонианских» домов, упрощённый вариант «домов прерий» с плоскими крышами и совмещёнными гостиной и столовой, повлиявшие на массовое жилищное строительство в США (дом Г. Джейкобса в Мадисоне, штат Висконсин, 1937, и мн. др.). Сыновья Р. – архитекторы Ллойд Райт (1890–1978) и Джон Ллойд Райт (1892–1972).