МИС ВАН ДЕР РО́Э
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe; наст. фам. Мис, Mies) Людвиг (27.3.1886, Ахен – 17.8.1969, Чикаго), нем. архитектор, дизайнер и педагог. Один из лидеров современного движения и интернационального стиля, принадлежит к числу основоположников архит. модернизма. В Ахене учился в ремесленной школе (1899–1901) и под руководством отца – мастера-каменщика (выполнял чертежи и рисунки для мануфактуры лепного гипсового декора). С 1905 в Берлине, где был учеником в мастерской дизайнера интерьеров и арх. Б. Пауля (1906–1908), построил в «традиционных» формах дом философа А. Риля в Нойбабельсберге, близ Берлина (1907; гонорар позволил ему посетить в 1908 Италию). В 1908–12 работал у П. Беренса, в т. ч. осуществлял надзор за строительством посольства Германии в С.-Петербурге по проекту последнего; усвоил при этом стилистику неоклассицизма (в упрощённом, монументальном варианте, восходящем к К. Ф. Шинкелю) и перенял интерес Беренса к технич. новшествам, рационализму в пром. архитектуре и дизайне. Значит. влияние на М. в. д. Р. оказало творчество Ф. Л. Райта. В 1912 открыл в Берлине собств. архит. мастерскую, работал в «традиц.» формах и неоклассич. стиле; разрабатывая проект дома с худож. галереей близ Гааги для Х. Крёллер-Мюллер (1912, не реализован), в Нидерландах познакомился с творчеством Х. Берлаге, использовавшего новые конструкции (в т. ч. из стекла и стали) и выступавшего за «честность» в использовании материала. В 1915–18 служил в инж. войсках.
В первые послевоенные годы, когда строит. активность в Германии была низкой, включился в деятельность худож. и архит. авангардизма: возглавил архит. секцию Ноябрьской группы (1921–25), стал учредителем ж. «G: Materialien zur Elementaren» (1923, совм. с Х. Рихтером) и архит. объединения «Der Ring» (1923–1924, совм. с Х. Херингом). Опираясь на идею «стеклянной архитектуры» экспрессионизма и эстетику элементарных геометрич. форм «Де Стейл» (а отчасти и на пространственные композиции К. С. Малевича и Л. М. Лисицкого), разработал новаторские концепции высотного здания со стеклянным ненесущим фасадом и металлич. каркасом (конкурсный проект небоскрёба на Фридрихштрассе в Берлине, 1921, и др.) и 7-этажного адм. здания из железобетона с ленточным застеклением (1922), вошедшие в широкую архит. практику с сер. 20 в.; создал проекты загородных домов лаконичных геометрич. форм из кирпича и бетона со свободной планировкой в духе Ф. Л. Райта (1923–24; все не реализованы). Свои идеи воплотил в жилых постройках (дом Э. Вольфа в Губене, 1925–27, не сохр.; жилой комплекс на Африканише-штрассе в Берлине, 1926–27) и памятнике К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине (1925–26, не сохр.). Став 1-м вице-президентом «Немецкого Веркбунда» (1926–32), руководил строительством образцового пос. «Вайсенхоф» для выставки Веркбунда в Штутгарте (1927), отразившего осн. принципы совр. движения; возвёл там 4-этажное многоквартирное здание на стальном каркасе, вокруг которого были построены 20 домов по проектам Ле Корбюзье, В. Гропиуса, П. Беренса и др. ведущих архитекторов.
Развивая свою идею нового жилого дома, создал проект павильона Германии для Всемирной выставки 1929 в Барселоне (воссоздан в 1986), где соединил простоту форм и свободную планировку с использованием разнообразных материалов (сталь, травертин, мрамор, оникс, матовое стекло) и произведений иск-ва (скульптура Г. Кольбе). Эта композиц. схема была разработана подробнее в вилле Тугендхат в Брно (1929–30) и доме К. Лемке в Берлине (1932–33). С дизайнером Л. Райх проектировал мебель для интерьеров своих зданий (кресло «Барселона», 1929; кресло «Брно» 1929–1930, и др.).
В 1930 по рекомендации В. Гропиуса М. в. д. Р. возглавил Баухауз в Дессау, где осн. внимание уделил архит. образованию, сделав его более рациональным и прагматичным. Под давлением нацистов в 1932 был вынужден перевести школу в Берлин, а в 1933 – закрыть её. Продолжал участвовать в конкурсах (на проект здания Рейхсбанка в Берлине, 1933–34, и др.), работал для частных заказчиков (проект дома М. Хуббе в Магдебурге, 1935), но реализовать свои работы не смог.
В 1938 возглавил архит. ф-т Технологич. ин-та Армора (в 1940 объединён с Ин-том Льюиса в Иллинойсский технологич. ин-т) в Чикаго (до 1958), где создал новую образоват. программу, основанную на освоении практич., прикладных знаний и основ профессии. Для этого ин-та разработал проект нового кампуса (генплан 1940–41; здания – 1942–57), в т. ч. учебный корпус Краун-холл (1950–1956), где воплотилась общая для всех его проектов амер. периода идея единого внутр. пространства со свободным планом, подходящего для меняющихся нужд владельцев постройки. Как и здание Новой нац. галереи в Берлине (1962–68), Краун-холл относится к типу одноэтажного однопролётного здания, который М. в. д. Р. разрабатывал в те годы. Загородный дом Э. Фарнсуэрт в Плейно (1945–50) той же типологии продолжает его эксперименты в сфере «стеклянной архитектуры»: полностью прозрачные стены размывают границы между постройкой и её природным окружением, но выкрашенный в ярко-белый цвет металлич. каркас не даёт сооружению слиться со средой. Также реализовал в США свою концепцию призматич. небоскрёба с прозрачным фасадом – стеклянной навесной стеной, расчерченной металлич. профилями на прямоугольные секции (жилые башни на Лейк-Шор-драйв в Чикаго, 1948–51; здание «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке, проект, 1954, 1956–1958, совм. с Ф. Джонсоном; здание IBM в Чикаго, 1960–69, и мн. др.), где крупный размер здания сочетается с тонкостью деталей и богатством отделочных материалов (бронза, цветное стекло, мрамор и др.). Третьим типом послевоенного творчества М. в. д. Р. стало малоэтажное здание на металлич. каркасе (здание компании «Bacardi» в Мехико, 1957–61). Сочетание малоэтажной и высотной застройки характеризует жилой массив «Лафайетт парк» в Детройте (генплан 1955–56; здания – нач. 1960-х гг.).
Своё понимание архитектуры М. в. д. Р. связывал с философией томизма; видел цель творчества в создании универсальной (абстрактно-геометрич.) архит. формы, которая избавлена от всего лишнего и основана на чётко продуманной и ясно читающейся конструкции. Он трактовал иск-во архитектуры как выражение духа эпохи, отражение её потребностей и ресурсов. Эти идеи, наряду с разработанными М. в. д. Р. практич. архит. решениями, оказали значит. влияние на архитектуру 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.; вместе с тем отражённые в его работах принципы классич. архитектуры (спокойный ритм вертикалей и горизонталей, соразмерность масштабов) и готич. зодчества (выделенные внутри и снаружи здания элементы несущей конструкции) связывают его творчество с историч. архит. наследием.