БАУХА́УЗ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАУХА́УЗ (Bauhaus, нем. – Дом строительства), худож. училище и творческое объединение. Основано в 1919 В. Гропиусом путём слияния двух худож. школ Веймара: Высшей и прикладного иск-ва. В 1925 переведено из Веймара в Дессау; с 1932 в Берлине. В 1919–25 Гос. Баухауз (Staatliches Bauhaus); с 1925 Высшая школа формообразования Баухауз (Hochschule für Gestaltung Bauhaus); в 1932–33 Баухауз. В 1933 Б. был упразднён нацистскими властями.
Ранний период Б. был отмечен влиянием идей неоромантизма; гл. авторитетами признавались Дж. Рескин, У. Моррис, Х. ван де Велде, П. Беренс и др. В манифесте Б. (1919) ставилась задача синтеза искусств; была образована община в духе ср.-век. строит. гильдий. В обучении студентов большое значение придавалось наставничеству, овладению ремесленным мастерством, работе с традиц. материалами. Осн. произведения веймарского периода по пафосу и стилистике близки экспрессионизму (Дом Зоммерфельда в р-не Далем в Берлине, 1920–21, Гропиус и мастерские Б.).
С появлением в Веймаре Т. ван Дусбурга (1921–22) и Л. М. Лисицкого (1922) в уч-ще началось знакомство с идеями конструктивизма и группы «Де Стейл», под влиянием которых формировалась эстетика Б. После переезда в Дессау в Б. возобладали тенденции утилитаризма и машинной эстетики, превратившие его в центр новой вещественности. В этот период сложился собств. стиль Б., получивший название функционализма: строгие техничные формы, установка на типовой проект и минимум необходимого, демонстрация совершенства индустриальных методов и материалов. По проекту Гропиуса построены здания уч-ща (учебные корпуса, дома преподавателей, 1926–28). В период руководства Х. Мейера (1928–30) ведущую роль в Б. стало играть архит. отделение (организовано в 1927); важное место в занятиях отводилось обществ. наукам (в т. ч. теории классовой борьбы); ставились эксперименты с самообучением студентов в бригадах. Действовали мастерские, где выполнялись образцы для пром-сти и индивидуальные заказы. В 1930–33 Б. возглавлял Л. Мис ван дер Роэ, при котором школа сконцентрировалась на архит. образовании; осн. внимание уделялось развитию профессионализма учащихся; часть мастерских была закрыта.
В разные годы в уч-ще преподавали В. В. Кандинский, П. Клее, Й. Иттен, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Мухе, Л. Мохой-Надь, М. Брёйер, Г. Маркс и др. Наследие Б. включает памятники архитектуры, классич. образцы дизайна, живописные, скульптурные и графич. произведения, сценич. эксперименты, опыты в иск-ве фотографии и книжного оформления, выставки, издания, в т. ч. серию «Книги Баухауза».
В Б. были сформулированы (и отчасти реализованы) важные принципы худож. идеологии 20 в., в т. ч. концепция жизнестроительства и социальной миссии архитектуры, созданы дизайнерские формы, ставшие неотъемлемой частью окружения совр. человека.