Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАУХА́УЗ

Авторы: К. Л. Лукичёва, А. Н. Шукурова
Баухауз. Учебное здание в Дессау. 1927.

БАУХА́УЗ (Bauhaus, нем. – Дом строи­тель­ст­ва), ху­дож. учи­ли­ще и твор­че­ское объ­е­ди­не­ние. Ос­но­ва­но в 1919 В. Гро­пиу­сом пу­тём слия­ния двух ху­дож. школ Вей­ма­ра: Выс­шей и при­клад­но­го иск-ва. В 1925 пе­ре­ве­де­но из Вей­ма­ра в Дес­сау; с 1932 в Бер­ли­не. В 1919–25 Гос. Бау­хауз (Staatliches Bauhaus); с 1925 Выс­шая шко­ла фор­мо­об­ра­зо­ва­ния Бау­ха­уз (Hoch­schule für Gestaltung Bauhaus); в 1932–33 Бау­ха­уз. В 1933 Б. был уп­разд­нён на­ци­ст­ски­ми вла­стя­ми.

Ран­ний пе­ри­од Б. был от­ме­чен влия­ни­ем идей нео­ро­ман­тиз­ма; гл. ав­то­ри­те­та­ми при­зна­ва­лись Дж. Рес­кин, У. Мор­рис, Х. ван де Вел­де, П. Бе­ренс и др. В ма­ни­фе­сте Б. (1919) ста­ви­лась за­да­ча син­те­за ис­кусств; бы­ла об­ра­зо­ва­на об­щи­на в ду­хе ср.-век. стро­ит. гиль­дий. В обу­че­нии сту­ден­тов боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось на­став­ни­че­ст­ву, ов­ла­де­нию ре­мес­лен­ным мас­тер­ст­вом, ра­бо­те с тра­диц. ма­те­риа­ла­ми. Осн. про­из­ве­дения вей­мар­ско­го пе­рио­да по па­фо­су и сти­ли­сти­ке близ­ки экс­прес­сио­низ­му (Дом Зом­мер­фель­да в р-не Да­лем в Бер­ли­не, 1920–21, Гро­пи­ус и мас­тер­ские Б.).

С по­яв­ле­ни­ем в Вей­ма­ре Т. ван Дус­бур­га (1921–22) и Л. М. Ли­сиц­ко­го (1922) в уч-ще на­ча­лось зна­ком­ст­во с идея­ми кон­ст­рук­ти­виз­ма и груп­пы «Де Стейл», под влия­ни­ем ко­то­рых фор­ми­ро­ва­лась эс­те­ти­ка Б. По­сле пе­ре­ез­да в Дес­сау в Б. во­зоб­ла­да­ли тен­ден­ции ути­ли­та­риз­ма и ма­шин­ной эс­те­ти­ки, пре­вра­тив­шие его в центр но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти. В этот пе­ри­од сло­жил­ся собств. стиль Б., по­лу­чив­ший на­зва­ние функ­цио­на­лиз­ма: стро­гие тех­нич­ные фор­мы, ус­та­нов­ка на ти­по­вой про­ект и ми­ни­мум не­об­хо­ди­мо­го, де­мон­ст­ра­ция со­вер­шен­ст­ва ин­ду­ст­ри­аль­ных ме­то­дов и ма­те­риа­лов. По про­ек­ту Гро­пиу­са по­строе­ны зда­ния уч-ща (учеб­ные кор­пу­са, до­ма пре­по­да­ва­те­лей, 1926–28). В пе­ри­од ру­ко­вод­ст­ва Х. Мей­е­ра (1928–30) ве­ду­щую роль в Б. ста­ло иг­рать ар­хит. от­де­ле­ние (ор­га­ни­зо­ва­но в 1927); важ­ное ме­сто в за­ня­ти­ях от­во­ди­лось об­ществ. нау­кам (в т. ч. тео­рии клас­со­вой борь­бы); ста­ви­лись экс­пе­ри­мен­ты с са­мо­обу­че­ни­ем сту­ден­тов в бри­га­дах. Дей­ст­во­ва­ли мас­тер­ские, где вы­пол­ня­лись об­раз­цы для пром-сти и ин­ди­ви­ду­аль­ные за­ка­зы. В 1930–33 Б. воз­глав­лял Л. Мис ван дер Роэ, при ко­то­ром шко­ла скон­цен­три­ро­ва­лась на ар­хит. об­ра­зо­ва­нии; осн. вни­ма­ние уде­ля­лось раз­ви­тию про­фес­сио­на­лиз­ма уча­щих­ся; часть мас­тер­ских бы­ла за­кры­та.

В раз­ные го­ды в уч-ще пре­по­да­ва­ли В. В. Кан­дин­ский, П. Клее, Й. Ит­тен, Л. Фей­нин­гер, О. Шлем­мер, Г. Му­хе, Л. Мо­хой-Надь, М. Брёй­ер, Г. Маркс и др. На­сле­дие Б. вклю­ча­ет па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, клас­сич. об­раз­цы ди­зай­на, жи­во­пис­ные, скульп­тур­ные и гра­фич. про­из­ве­де­ния, сце­нич. экс­пе­ри­мен­ты, опы­ты в иск-ве фо­то­гра­фии и книж­но­го оформ­ле­ния, вы­став­ки, из­да­ния, в т. ч. се­рию «Кни­ги Бау­хау­за».

В Б. бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны (и от­час­ти реа­ли­зо­ва­ны) важ­ные прин­ци­пы ху­дож. идео­ло­гии 20 в., в т. ч. кон­цеп­ция жиз­не­строи­тель­ст­ва и со­ци­аль­ной мис­сии ар­хи­тек­ту­ры, соз­да­ны ди­зай­нер­ские фор­мы, став­шие не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ок­ру­же­ния совр. че­ло­ве­ка.

Ис­точн.: Meyer H. Bauhaus und Gesell­schaft // Bauhaus. 1929. № 1; Itten J. Mein Vorkurs am Bauhaus: Gestaltungs- und Formenlehre. Ra­vensburg, 1963; Гро­пи­ус В. Гра­ни­цы ар­хи­тек­ту­ры. М., 1971.

Лит.: Franciscono M. Walter Gropius and the creation of Bauhaus in Weimar. Chi., 1971; Wingler HM. Das Bauhaus, 1919–1933: Wei­mar, Dessau, Berlin und die Nachfolge in Chi­cago seit 1937. 3. Aufl. Bramsche, 1975; Bau­haus Archiv-Museum. B., 1981; Whitford F. Bauhaus. L., 1984; Westphal U. The Bauhaus. L., 1991.

Вернуться к началу