Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ЙЕР ХАННЕС

Х. Мейер, Х. Виттвер. Проект комплекса Лиги Наций в Женеве. 1926–27.

МЕ́ЙЕР (Меу­еr) Хан­нес (Ханс Эмиль) (18.11.1889, Ба­зель – 19.7.1954, Кро­чи­фис­со-ди-Са­во­са), швейц. ар­хи­тек­тор. Ро­дил­ся в се­мье строи­те­ля и ком­мер­санта Й. Э. Мей­е­ра. Учил­ся в ре­мес­лен­ном уч-ще в Ба­зе­ле (1905–09), а так­же в ху­дож.-ре­мес­лен­ном уч-ще в Бер­ли­не (1909–12), где од­но­вре­мен­но по­се­щал кур­сы гра­до­строи­тель­ст­ва в С.-х. ака­де­мии. В 1912 по­се­тил Ве­ли­ко­бри­та­нию, изу­чал там коо­пе­ра­тив­ное дви­же­ние и по­сёл­ки ти­па «го­род-сад». По­сле 1916 ра­бо­тал в стро­ит. под­раз­де­ле­нии фир­мы «Krupp» в Эс­се­не, где за­ни­мал­ся пла­ни­ров­кой жи­лых мас­си­вов. В 1919 от­крыл ар­хит. мас­тер­скую в Ба­зе­ле, спро­ек­ти­ро­вал коо­пе­ра­тив­ный пос. Фрай­дорф (1919–24) в Мут­тен­це, близ Ба­зе­ля. В 1926 опуб­ли­ко­вал ст. «Но­вый мир» («Die neue Welt»), в ко­то­рой от­ка­зы­вал­ся от эс­те­тич. со­став­ляю­щей в ар­хит. про­ек­ти­ро­ва­нии в поль­зу функ­цио­на­лист­ско­го под­хо­да. Кон­курс­ные про­ек­ты ком­плек­са Ли­ги На­ций в Же­не­ве (1926–27) и шко­лы Пе­терс­шу­ле в Ба­зе­ле (1927; оба – совм. с Х. Вит­тве­ром; не реа­ли­зо­ва­ны) во­пло­ти­ли в се­бе идеи ра­ди­каль­но­го мо­дер­низ­ма.

В 1927 М. воз­гла­вил толь­ко что от­кры­тое ар­хит. от­де­ле­ние Бау­хау­за, за­тем стал ди­рек­то­ром Бау­хау­за (1928–1930), где уве­ли­чил роль прак­тич. за­ня­тий и изу­че­ния об­ществ. и ес­теств. на­ук. В 1928 вы­иг­рал кон­курс на про­ект шко­лы Все­гер­ман­ской фе­де­ра­ции проф­сою­зов в Бер­нау (1928) в сти­ле мо­дер­низ­ма. В том же го­ду опуб­ли­ко­вал ма­ни­фест «Стро­ить» («Bauen»), в ко­то­ром рас­смат­ри­вал зда­ние как по­до­бие био­ло­гич. сис­те­мы, удов­ле­тво­ряю­щей ду­хов­ные и фи­зич. по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. В 1928 один из ос­но­ва­те­лей Ме­ж­ду­нар. кон­грес­са совр. ар­хи­тек­ту­ры (CIAM). В 1930–36 в СССР, пре­по­да­вал в Выс­шем ар­хит.-стро­ит. ин-те в Мо­ск­ве, ра­бо­тал гл. ар­хи­тек­то­ром про­ект­но­го бю­ро Ги­пров­ту­за, уча­ст­во­вал в ар­хит. кон­кур­сах, за­ни­мал­ся гра­до­стро­ит. про­ек­та­ми. В 1936 вер­нул­ся в Швей­ца­рию; в 1939 пе­ре­ехал в Ме­хи­ко, где ру­ко­во­дил Ин-том гра­до­строи­тель­ст­ва и пла­ни­ро­ва­ния и был ди­рек­то­ром изд-ва «La Estampa Méxicana» объ­е­ди­не­ния Мас­тер­ской нар. гра­фи­ки. В 1949 вер­нул­ся в Швей­ца­рию.

Соч.: Стро­ить // Мас­те­ра ар­хи­тек­ту­ры об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1972; Как я ра­бо­таю // Там же.

Лит.: Schnaidt C. H. Meyer. Bauten, Projekte und Schriften. L., 1965; Winkler K. Der Ar­chitekt H. Meyer: Anschauungen und Werk. B., 1989; H. Meyer: Architekt Urbanist Lehrer. (Kat.). [B.], 1989; Hays M. Modernism and the posthumanist subject: the architecture of H. Meyer and L. Hilberseimer. Camb. (Mass.), 1992; Maglio A. H. Meyer: un razionalista in esilio: architettura, urbanistica e politica, 1930–1954. Mil., 2002; Rivadeneyra Barbero P. H. Meyer: vida y obra. Méx., 2004; Merten B. Der Architekt H. Meyer und sein Beitrag zum Bauhaus. Saarbrücken, 2008.

Вернуться к началу