Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЛЕ́ММЕР ОСКАР

Авторы: Е. А. Мукосеева
О. Шлеммер. «Лестница сцены». 1932. Кунстхалле (Гамбург). Архив БРЭ

ШЛЕ́ММЕР (Schlemmer) Ос­кар (4.9.1888, Штут­гарт – 13.4.1943, Ба­ден-Ба­ден), нем. жи­во­пи­сец, скульп­тор. Учил­ся в Штут­гар­те в АХ (1906–11) и в мас­тер­ской А. Хёль­це­ля (1913). В 1914–18 на во­ен. служ­бе. Стиль Ш., сло­жив­ший­ся под воз­дей­ст­ви­ем ана­ли­тич. на­прав­ле­ний: ку­биз­ма, кон­ст­рук­ти­виз­ма, ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си, франц. аван­гар­диз­ма, от­ра­жа­ет ре­ак­цию на эмо­цио­наль­ность экс­прес­сио­низ­ма. В по­лот­нах Ш. 1920–30-х гг. пре­об­ла­да­ли аб­ст­ра­ги­ро­ван­ные «без­ли­кие» фи­гу­ры, рит­мич­но рас­по­ло­жен­ные в про­стран­ст­ве и оп­ре­де­ляю­щие его из­ме­ре­ние («Об­на­жён­ная жен­щи­на», 1925, Гос. му­зеи, Бер­лин; «Ле­ст­ни­ца в Бау­хау­зе», 1932, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк); в скульп­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях Ш. от­ра­зи­лось влия­ние кон­ст­рук­ти­виз­ма («Гро­теск I», 1923, Гос. му­зеи, Бер­лин). Ра­бо­тал как сце­но­граф и хо­рео­граф: офор­мил и по­ста­вил «Триа­ди­че­ский ба­лет» («Ба­лет-триа­ду») на му­зы­ку П. Хин­де­ми­та в Гос. те­ат­ре зем­ли Вюр­тем­берг (Штут­гарт, 1922); со­труд­ни­чал с И. Ф. Стра­вин­ским (1929) и А. Шён­бер­гом (1930). В из­да­нии Бау­хау­за вы­шла кни­га Ш. «Сце­на в Бау­хау­зе» («Die Buhne im Bauhaus», 1925; совм. с Ф. Моль­на­ром и Л. Мо­хой-На­дем). Про­из­ве­де­ния Ш. по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» (1937). С 1940 ра­бо­тал в Вуп­перта­ле пре­им. в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли. Пре­по­да­вал в Бау­хау­зе в клас­сах скульп­ту­ры (1920–29).

Лит.: Maur K. von. O. Schlemmer. Monographie. Münch., 1979; Sche­per D. O. Schlemmer. Das Triadische Ballett und die Bauhausbühne. B., 1988.

Вернуться к началу