Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ЛЬНАР ФАРКАШ

Ф. Мольнар. Вилла на улице Харангвираг в Будапеште. 1934–36.

МО́ЛЬНАР (Molnár) Фар­каш (21.6.1897, Печ – 12.1.1945, Бу­да­пешт), венг. ар­хи­тек­тор. С сер. 1910-х гг. в Бу­да­пеш­те изу­чал ри­су­нок и жи­во­пись в Кол­лед­же изящ­ных ис­кусств, за­тем пе­ре­шёл в Тех­нич. ун-т, где за­ни­мал­ся ар­хи­тек­ту­рой. По­сле па­де­ния Венг. сов. рес­пуб­ли­ки (1919) М., не по­лу­чив ди­пло­ма, был вы­ну­ж­ден по по­ли­тич. при­чи­нам эмиг­ри­ро­вать в 1920 в Гер­ма­нию. Там он по­сту­пил в Бау­ха­уз (1921–25), где так­же за­ни­мал­ся ар­хи­тек­ту­рой, кро­ме то­го, сце­но­гра­фи­ей [опуб­ли­ко­вал в 1925 в со­ав­тор­ст­ве с Л. Мо­хой-На­дем и О. Шлем­ме­ром кн. «Сце­на в Бау­хау­зе» («Die Bühne im Bauhaus»)], жи­во­пи­сью и гра­вю­рой, ра­бо­тал в мас­тер­ской В. Гро­пиу­са. Его про­ект до­ма «Крас­ный куб» (1923) раз­ви­ва­ет идею ми­ни­маль­но­го по раз­ме­ру, дос­туп­но­го жи­ли­ща из бе­то­на, де­мон­ст­ри­руя так­же влия­ние груп­пы «Де Стейл». Вер­нув­шись в Бу­да­пешт в 1925, М. окон­чил Тех­нич. ун-т (1928). В 1928 пред­став­лял Венг­рию на 1-м Ме­ж­ду­нар. кон­грес­се совр. ар­хи­тек­ту­ры (CIAM), за­тем воз­гла­вил его нац. сек­цию (1928–38). Участ­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии жи­ло­го мас­си­ва на ул. На­пра­фор­го в Бу­да­пеш­те, где, раз­ви­вая идею «ми­ни­маль­но­го жи­ли­ща» в рус­ле функ­цио­на­лиз­ма, воз­вёл од­но­се­мей­ный дом (1931, совм. с арх. П. Ли­ге­ти). Так­же стро­ил вил­лы в Бу­да­пеш­те и мно­го­квар­тир­ные до­ма (на ул. Па­ша­ре­ти, 1936). К кон. 1930-х гг. М. об­ра­тил­ся к ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ре (ц. Свя­той Зем­ли в Бу­да­пеш­те, 1940–49).

Лит.: Mezei O. Molnár F. Bdpst, 1987; Mol­nа́r F.: festö, grafikus, е́p tе́sz. [Kat.]. [Bdpst], 1997.

Вернуться к началу