МО́ХОЙ-НАДЬ ЛАСЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́ХОЙ-НАДЬ (Moholy-Nagy; наст. фам. Вайс, Weisz) Ласло [20.7.1895, дер. Боршод, ныне Бачборшод, медье (область) Бач-Кишкун, Венгрия – 24.11.1946, Чикаго], венг. и амер. живописец, скульптор, дизайнер, фотограф, сценограф, кинорежиссёр, теоретик иск-ва. В 1913 учился в ун-те в Будапеште. В 1915–17 был на фронте; находясь после ранения в госпитале, начал рисовать; с 1918 целиком посвятил себя иск-ву. В ранних произведениях ощутимы влияния кубизма и футуризма, венг. авангардизма (Б. Уица и др.), также В. Ван Гога. В 1919 жил в Вене, в 1920–23 – в Берлине, где познакомился с иск-вом дадаизма и рус. конструктивизма (прежде всего Л. М. Лисицкого и Н. Габо), оказавшим на него заметное воздействие. В геометрич. живописи М.-Н., тесно связанной с его архит. проектами, разноцветные плоскости пересекаются на пустом фоне, вызывая ощущение пространственных колебаний (серия «прозрачных картин», 1920–23). В дальнейшем композиционные построения усложняются: наклонённые под разными углами плоскости, расчерченные параллельными или расходящимися линиями, сужающиеся решётки, уплотнённые цветом формы создают ощущение полёта, вращения абстрактных объектов в бесконечном пространстве («Жёлтый крест», 1922, Нац. музей совр. иск-ва, Рим; «Композиция А. XX», 1924, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Во всех видах творчества М.-Н. интересовали прежде всего внутр. взаимосвязи пространства, времени, массы, света и движения (что сближает его с Мэн Реем), а также пластич. качества новых материалов.
В 1923–28 по приглашению В. Гропиуса преподавал в Баухаузе (в Веймаре и Дессау): вёл пропедевтич. курс и руководил мастерской работ по металлу. В издании Баухауза вышли его книги «Сцена в Баухаузе» («Die Bühne im Bauhaus»; совм. с Ф. Мольнаром и О. Шлеммером), «Живопись, фотография, кино» («Malerei, Photographie, Film», обе 1925) и «От материала к архитектуре» («Von Material zu Architektur», 1929). В 1928–33 М.-Н. открыл собств. мастерскую дизайна в Берлине; занимался вёрсткой журналов, оформлением выставок и спектаклей (в т. ч. оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в «Кролль-опере», 1929). В 1922–30 работал также над созданием «Пространственно-светового модулятора» (Музей иск-ва Гарвардского ун-та, Кембридж, штат Массачусетс) – кинетич. установки, которая порождает своеобразный театр теней, перемещающихся по стене. Ок. 1930 создал ф. «Световое представление: чёрное и белое и серое». С кон. 1933 по 1935 возглавлял ж. «International Textiles» в Амстердаме. В 1935–37 работал в Лондоне, где занимался гл. обр. фотографией («типофото»), кино (спецэффекты для ф. «Things to come», 1936, и др.) и построением «модуляторов пространства». В 1937–38 по рекомендации Гропиуса возглавил «Новый Баухауз» в Чикаго, в 1939 основал там же Школу (с 1944 Ин-т) дизайна, где преподавал до конца жизни.
Сторонник социально ориентированного иск-ва, организующего окружающую среду и тесно связанного с человеческим бытием, М.-Н. сочетал в своём творчестве рациональное конструирование с трепетностью бесплотных светотеневых образов. В его «модуляторах», ставших предвестниками оп-арта, живопись и гравировка по прозрачному плексигласу создают сложное взаимодействие физич. материи и отбрасываемых ею теней, световых отражений («Пространственный модулятор», 1942, частное собрание; «Леда и лебедь», 1946, Ин-т совр. иск-ва, Валенсия; «Двойная форма», 1946, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Движущиеся конструкции М.-Н. положили начало кинетическому искусству.
Соч.: Buch neuer Künstler / W., 1922. Bdpst, 1977 (mit L. Kassák); The new vision and abstract of an artist. N. Y., 1946; Vision in motion. Chi., 1947; Painting, photography, film. Camb. (Mass.), 1987.
Лит.: Moholy-Nagy S. Moholy-Nagy: experiment in totality. N. Y., 1969; Moholy-Nagy / Ed. R. Kostelanetz. N. Y., 1970; Weitemeier H., Herzogenrath W., Osterwold T. L. Moholy-Nagy. Stuttg., 1974; Haus A. Moholy-Nagy: fotos und fotogramme. Münch., 1978; Lusk I.-C. Montagen ins Blaue: L. Moholy-Nagy. Fotomontagen und -collagen, 1922–43. Giessen, 1980; Passuth K. Moholy-Nagy. L., 1987; Moholy-Nagy: a new vision for Chicago / Ed. T. Suhre. Springfield, 1990; L. Moholy-Nagy: Kunst des Lichts. Münch., 2010.
В. А. Крючкова.