Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ХОЙ-НАДЬ ЛАСЛО

Л. Мохой-Надь. «Архитектура-1 или конструкция на синем фоне». Около 1922. Художественный музей Дж. Ворхес Циммерли Университета Ратгерс (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США).

МО́ХОЙ-НАДЬ (Moholy-Nagy; наст. фам. Вайс, Weisz) Лас­ло [20.7.1895, дер. Бор­шод, ны­не Бач­бор­шод, ме­дье (об­ласть) Бач-Киш­кун, Венг­рия – 24.11.1946, Чи­ка­го], венг. и амер. жи­во­пи­сец, скульп­тор, ди­зай­нер, фо­то­граф, сце­но­граф, ки­но­ре­жис­сёр, тео­ре­тик иск-ва. В 1913 учил­ся в ун-те в Бу­да­пеш­те. В 1915–17 был на фрон­те; на­хо­дясь по­сле ра­не­ния в гос­пи­та­ле, на­чал ри­со­вать; с 1918 це­ли­ком по­свя­тил се­бя иск-ву. В ран­них про­из­ве­де­ни­ях ощу­ти­мы влия­ния ку­биз­ма и фу­ту­риз­ма, венг. аван­гар­диз­ма (Б. Уи­ца и др.), так­же В. Ван Го­га. В 1919 жил в Ве­не, в 1920–23 – в Бер­ли­не, где по­зна­ко­мил­ся с иск-вом да­да­из­ма и рус. кон­ст­рук­ти­виз­ма (пре­ж­де все­го Л. М. Ли­сиц­ко­го и Н. Га­бо), ока­зав­шим на не­го за­мет­ное воз­дей­ст­вие. В гео­мет­рич. жи­во­пи­си М.-Н., тес­но свя­зан­ной с его ар­хит. про­ек­та­ми, раз­но­цвет­ные плос­ко­сти пе­ре­се­ка­ют­ся на пус­том фо­не, вы­зы­вая ощу­ще­ние про­стран­ст­вен­ных ко­ле­ба­ний (се­рия «про­зрач­ных кар­тин», 1920–23). В даль­ней­шем ком­по­зи­ци­он­ные по­строе­ния ус­лож­ня­ют­ся: на­кло­нён­ные под раз­ны­ми уг­ла­ми плос­ко­сти, рас­чер­чен­ные па­рал­лель­ны­ми или рас­хо­дя­щи­ми­ся ли­ния­ми, су­жаю­щие­ся ре­шёт­ки, уп­лот­нён­ные цве­том фор­мы соз­да­ют ощу­ще­ние по­лё­та, вра­ще­ния аб­ст­ракт­ных объ­ек­тов в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве («Жёл­тый крест», 1922, Нац. му­зей совр. иск-ва, Рим; «Ком­по­зи­ция А. XX», 1924, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Во всех ви­дах твор­че­ст­ва М.-Н. ин­те­ре­со­ва­ли пре­ж­де все­го внутр. взаи­мо­свя­зи про­стран­ст­ва, вре­ме­ни, мас­сы, све­та и дви­же­ния (что сбли­жа­ет его с Мэн Ре­ем), а так­же пла­стич. ка­че­ст­ва но­вых ма­те­риа­лов.

Л. Мохой-Надь. «Вид с "Моста Трансбордо" в Марселе. Стальная опора». Фото 1929.

В 1923–28 по при­гла­ше­нию В. Гро­пиу­са пре­по­да­вал в Бау­хау­зе (в Вей­ма­ре и Дес­сау): вёл про­пе­дев­тич. курс и ру­ко­во­дил мас­тер­ской ра­бот по ме­тал­лу. В из­да­нии Бау­хау­за вы­шли его кни­ги «Сце­на в Бау­хау­зе» («Die Bühne im Bau­haus»; совм. с Ф. Моль­на­ром и О. Шлем­ме­ром), «Жи­во­пись, фо­то­гра­фия, ки­но» («Malerei, Photographie, Film», обе 1925) и «От ма­те­риа­ла к ар­хи­тек­ту­ре» («Von Material zu Architektur», 1929). В 1928–33 М.-Н. от­крыл собств. мас­тер­скую ди­зай­на в Бер­ли­не; за­ни­мал­ся вёр­ст­кой жур­на­лов, оформ­ле­ни­ем вы­ста­вок и спек­так­лей (в т. ч. опе­ры «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха в «Кролль-опе­ре», 1929). В 1922–30 ра­бо­тал так­же над соз­да­ни­ем «Про­стран­ст­вен­но-све­то­во­го мо­ду­ля­то­ра» (Му­зей иск-ва Гар­вард­ско­го ун-та, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс) – ки­не­тич. ус­та­нов­ки, ко­то­рая по­ро­ж­да­ет свое­об­раз­ный те­атр те­ней, пе­ре­ме­щаю­щих­ся по сте­не. Ок. 1930 со­з­дал ф. «Све­то­вое пред­став­ле­ние: чёр­ное и бе­лое и се­рое». С кон. 1933 по 1935 воз­глав­лял ж. «Inter­national Textiles» в Ам­стер­да­ме. В 1935–37 ра­бо­тал в Лон­до­не, где за­ни­мал­ся гл. обр. фо­то­гра­фи­ей («ти­по­фо­то»), ки­но (спе­цэф­фек­ты для ф. «Things to come», 1936, и др.) и по­строе­ни­ем «мо­ду­ля­то­ров про­стран­ст­ва». В 1937–38 по ре­ко­мен­да­ции Гро­пиу­са воз­гла­вил «Но­вый Бау­ха­уз» в Чи­ка­го, в 1939 ос­но­вал там же Шко­лу (с 1944 Ин-т) ди­зай­на, где пре­по­да­вал до кон­ца жиз­ни.

Сто­рон­ник со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го иск-ва, ор­га­ни­зую­ще­го ок­ру­жаю­щую сре­ду и тес­но свя­зан­но­го с че­ло­ве­че­ским бы­ти­ем, М.-Н. со­че­тал в сво­ём твор­че­ст­ве ра­цио­наль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние с тре­пет­но­стью бес­плот­ных све­то­тене­вых об­ра­зов. В его «мо­ду­ля­то­рах», став­ших пред­вест­ни­ка­ми оп-ар­та, жи­во­пись и гра­ви­ров­ка по про­зрач­но­му плек­си­гла­су соз­да­ют слож­ное взаи­мо­дей­ст­вие фи­зич. ма­те­рии и от­бра­сы­ваемых ею те­ней, све­то­вых от­ра­же­ний («Про­стран­ст­вен­ный мо­ду­ля­тор», 1942, ча­ст­ное со­бра­ние; «Ле­да и ле­бедь», 1946, Ин-т совр. иск-ва, Ва­лен­сия; «Двой­ная фор­ма», 1946, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). Дви­жу­щие­ся кон­ст­рук­ции М.-Н. по­ло­жи­ли на­ча­ло ки­не­ти­че­ско­му ис­кус­ст­ву.

Соч.: Buch neuer Künstler / W., 1922. Bdpst, 1977 (mit L. Kassák); The new vision and ab­stract of an artist. N. Y., 1946; Vision in mo­tion. Chi., 1947; Painting, photography, film. Camb. (Mass.), 1987.

Лит.: Moholy-Nagy S. Moholy-Nagy: experi­ment in totality. N. Y., 1969; Moholy-Nagy / Ed. R. Kostelanetz. N. Y., 1970; Weite­meier H., Herzogenrath W., Osterwold T. L. Moholy-Na­gy. Stuttg., 1974; Haus A. Moholy-Nagy: fotos und fotogramme. Münch., 1978; Lusk I.-C. Mon­tagen ins Blaue: L. Moholy-Nagy. Foto­mon­tagen und -collagen, 1922–43. Giessen, 1980; Passuth K. Moholy-Nagy. L., 1987; Mo­holy-Na­gy: a new vision for Chicago / Ed. T. Suhre. Springfield, 1990; L. Moholy-Nagy: Kunst des Lichts. Münch., 2010.

В. А. Крюч­ко­ва.

Вернуться к началу