ГА́БО НАУМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́БО (Gabo) Наум [псевд. с 1915; наст. имя и фам. Наум Абрамович (Борисович) (Неемия Беркович) Певзнер] [5(17).8.1890, Климовичи близ Брянска – 23.8.1977, Уотербери, штат Коннектикут], рос. и амер. скульптор, график, теоретик иск-ва. Брат А. Певзнера. Вначале самостоятельно занимался живописью (Автопортрет, ок. 1907–10, собрание семьи художника). В 1910–14 учился в Мюнхене: в ун-те, где слушал лекции Г. Вёльфлина по истории иск-ва, и одновременно в Высшей технич. школе. В 1913 путешествовал по Италии. В годы 1-й мировой войны жил в Копенгагене и Осло. Тогда же исполнил первые скульптурные работы («Конструктивная голова», металл, 1916, разл. варианты). В марте 1917 вернулся в Россию вместе с братом; в 1920 совм. с Г. Г. Клуцисом они организовали однодневную выставку на Тверском бульваре, к которой был приурочен выпуск «Реалистического манифеста»; его тезисы дают основание считать их, наряду с В. Е. Татлиным и А. М. Родченко, родоначальниками конструктивизма. В 1920–21 Г. сконструировал «Колонну» – пространственную композицию из прозрачных стеклянных плоскостей, металла, дерева и пластмассы (модель из целлулоида – галерея Тейт, Лондон; в увеличенном масштабе – Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.).
С 1922 жил в Берлине, где сблизился с В. В. Кандинским, П. Клее, В. Гропиусом; вошёл в авангардистское объединение «Ноябрьская группа» и примкнул к объединению «Де Стейл»; выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии. С нач. 1920-х гг. Г. полностью отошёл от фигуративности. Движущиеся элементы вошли составной частью в конструкцию модели «Монумент» для Ин-та физики и математики в Берлине (1923–25). В 1927 совм. с А. Певзнером оформил в конструктивистском стиле балет «Кошечка» A. Coгe для Русского балета Дягилева. В 1931 Г. участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве. В 1933–35 работал в Париже, стал одним из членов худож. ассоциации «Абстракция-Творчество». В 1936–46 жил в Англии; создал большую серию прозрачных рельефов и объектов, интерпретировавших пластич. темы сферы и спирали («Линеарная конструкция в пространстве», 1942–43, галерея Тейт, и др.). Позднее приступил к созданию композиций, основанных на изогнутых и строго геометризированных формах; в них сочетались разнородные материалы (алюминий, бронза, сталь, гранит, зеркало, золотая проволока, акрил и т. п.). Большое влияние на европ. скульпторов оказали «струнные скульптуры» Г.: применение проволоки, натянутой на каркас, создавало эффект полупрозрачных, пpocвечивавших сквозь друг друга материализованных структур. В 1946 переехал в США; исполнил ряд заказов – конструкции, барельефы и скульптуры для Музея искусств в Балтиморе (1950–1951), Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), для здания «Бейенкорф» в Роттердаме (выс. конструкции ок. 25 м; 1956–57), Нац. галереи в Берлине (1973) и др.; проект «Монумента неизвестному политзаключённому» (модель – 1952, галерея Тейт). В 1962 приезжал в СССР. В 1960–70-е гг. обратился к живописи и ксилографии. Преподавал в Архит. школе Гарвардского ун-та (проф. в 1953–54); читал лекции на архит. факультетах.