ПЕ́ВЗНЕР АНТУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́ВЗНЕР (Pevsner) Антуан [наст. имя Антон (Нота, Натан) Абрамович (Борисович, Беркович)] [18(30).1.1884 (по др. данным, 1886), Климовичи Могилёвской губ. – 12.4.1962, Париж], рос. и франц. живописец и скульптор. Брат Н. Габо. Учился в Киевском худож. уч-ще (1902–1909), где познакомился с А. Архипенко; в кон. 1909 недолго обучался в петерб. АХ. Ранние живописные работы («Гигант», 1907, частное собрание) свидетельствуют о влиянии рус. символизма и визант. иск-ва. В 1909–11 жил в Брянске, в кон. 1911–12 и 1913–14 побывал в Мюнхене и Париже, где познакомился с новейшими направлениями иск-ва (влияние кубизма ощутимо в натюрмортах П. этого периода). В 1914 жил в Брянске и Москве, в 1915 вместе с братьями Алексеем и Наумом уехал в Кристианию (ныне Осло). В марте 1917 вернулся в Россию вместе с братом Наумом. Преподавал во Вхутемасе (1918–20?). В 1920 совм. с Г. Г. Клуцисом и братом организовал однодневную выставку в Москве и опубликовал (в виде афиши) «Реалистический манифест», в котором были изложены позиции конструктивизма.
В 1910-х – нач. 1920-х гг. П. писал абстрактные и фигуративные картины («Портрет. Карнавал», 1917, ГТГ; «Композиция», ок. 1923, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Абстрактные формы», ок. 1922–23, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В янв. 1923 эмигрировал в Берлин, с окт. 1923 жил в Париже (в 1930 получил франц. гражданство). С 1923 П. переходит к конструкциям из прозрачных пластмасс и металла [«Торс», «Барельеф» (обе – 1924, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), портрет М. Дюшана (1926, музей Йельского ун-та, Нью-Хейвен), «Конструкция в пространстве» («Проект фонтана», 1929, Худож. музей, Базель)]. Пересечения прозрачных поверхностей и тонких металлич. линий создают выразит. игру форм, плывущих в изменчивых перспективах. В 1927 совм. с Габо оформил в конструктивистском стиле балет «Кошка» А. Соге для Русского балета Дягилева. Один из основателей объединения художников-абстракционистов «Круг и квадрат» (1929); в 1931 вступил в худож. ассоциацию «Абстракция-Творчество».
В работах П. 1930–50-х гг. преобладают металлич. конструкции, сложно развёрнутые в пространстве («Развёртывающаяся поверхность», 1938, фонд П. Гуггенхейм, Венеция; «Раскрывающийся обелиск Победы», 1946, Кунстхаус, Цюрих; проект монумента «Неизвестному политическому заключённому», 1952–53, галерея Тейт, Лондон). Установка некоторых из них на вращающихся дисках усиливает динамич. эффект (см. Кинетическое искусство). Монументальные работы П. органично сочетаются с формами совр. архитектуры: скульптура «Динамическая проекция под углом в 30°» (1950–51) в университетском городке в Каракасе; исполненная по заказу арх. Эро Сааринена скульптура «Развёртывающаяся колонна Победы: "Взлетающая птица"» перед зданием технич. центра компании «General Motors» в г. Уоррен (штат Мичиган, 1955).