Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИНЕТИ́ЧЕСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: В. А. Крючкова
Кинетическое искусство. Х. Р. Сото. «Sotosphere» в Каракасе (Венесуэла).

КИНЕТИ́ЧЕСКОЕ ИСКУ́ССТВО, ки­не­тизм (от греч. ϰινητιϰός – при­во­дя­щий в дви­же­ние), на­прав­ле­ние в иск-ве 20 в., в ко­то­ром ху­дож. фор­ма соз­да­ёт­ся по­сред­ст­вом дви­же­ния, ре­аль­но­го или ил­лю­зор­но­го. Как са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние сло­жи­лось в 1950-е гг. Ему пред­ше­ст­во­ва­ли опы­ты ра­бо­ты с ди­на­ми­кой в фу­ту­риз­ме (т. н. пла­сти­ко-ди­на­мич. ком­плек­сы Дж. Бал­лы и Ф. Де­пе­ро), да­да­из­ме (ро­та­ци­он­ные спи­раль­ные дис­ки и ва­риа­биль­ные ин­стал­ля­ции М. Дю­ша­на; под­виж­ные струк­ту­ры Мэн Рея), в рус. кон­ст­рук­ти­виз­ме (склад­ные кон­ст­рук­ции А. М. Род­чен­ко, «Стоя­щая вол­на» Н. Га­бо, про­ект вра­щаю­щей­ся баш­ни «Па­мят­ни­ка III Ин­тер­на­цио­на­ла» В. Е. Тат­лина), в Бау­хау­зе («Све­то-про­стран­ст­вен­ный мо­ду­ля­тор» Л. Мо­хой-На­дя). С на­ча­ла 1930-х гг. А. Кол­дер при­сту­пил к соз­да­нию мо­би­лей – кон­ст­рук­ций с лёг­ки­ми под­вес­ны­ми эле­мен­та­ми, при­во­ди­мы­ми в дви­же­ние ду­но­ве­ния­ми воз­ду­ха. В 1955 в Па­ри­же в га­ле­рее Д. Ре­не со­стоя­лась 1-я вы­став­ка К. и. под назв. «Дви­же­ние», на ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны ра­бо­ты ху­дож­ни­ков из раз­ных стран: Я. Ага­ма, В. Ва­за­ре­ли, так­же П. Бю­ри (Бель­гия), Р. Якоб­се­на (Да­ния), Ж. Тен­ге­ли (Швей­ца­рия), Х. Р. Со­то (Ве­не­су­эла).

Во 2-й пол. 1950-х гг. в раз­ных стра­нах соз­да­ют­ся объ­е­ди­не­ния (час­то ин­тер­на­цио­наль­ные) ху­дож­ни­ков-ки­не­ти­стов: «Zero» (Дюс­сель­дорф, 1957), «Grup­po N» (Па­дуя, 1959), «Gruppo T» (Ми­лан, 1959), NUL (Ни­дер­лан­ды, 1960), GRAV («Groupe de Recherche d’Art Vi­suel», Па­риж, 1960). В СССР в 1964 об­ра­зо­ва­лась ас­со­циа­ция «Дви­же­ние» во гла­ве с Л. В. Нус­бер­гом (сре­ди уча­ст­ни­ков – В. П. Аку­ли­нин, Р. И. За­нев­ская-Сап­гир, Ф. Ин­фан­тэ-Ара­на, В. Ф. Ко­лей­чук). В но­яб. 1967 эта груп­па вы­пол­ни­ла празд­нич­ное оформ­ле­ние Ле­нин­гра­да в честь 50-ле­тия Окт. ре­во­лю­ции 1917.

Кинетическое искусство. Ж. Тенгели. «Мотоцикл смерти». 1990.

Ху­дож­ни­ки К. и. стре­ми­лись пре­одо­леть ста­тич­ность замк­ну­то­го в се­бе стан­ко­во­го про­из­ве­де­ния, во­влечь зри­те­ля в иг­ру из­мен­чи­вых кон­фи­гу­ра­ций. Спо­со­бы ди­на­ми­за­ции фор­мы бы­ли раз­ны­ми. В ря­де про­из­ве­де­ний Я. Ага­ма, К. Крус-Ди­е­са, Х. Р. Со­то, Х. Ле Пар­ка фор­ма ме­ня­ет­ся при дви­же­нии зри­те­ля; в др. слу­ча­ях (ра­бо­ты Ага­ма, Со­то, англ. ху­дож­ни­цы Л. Кларк) свёр­ну­тая фор­ма рас­кры­ва­ет­ся от при­кос­но­ве­ния ру­ки, а не­под­виж­ные эле­мен­ты на­чи­на­ют виб­ри­ро­вать, ко­лы­хать­ся. Та­кие про­из­ве­де­ния не­ред­ко име­ют вид «ок­ру­же­ния» (эн­вай­рон­мен­та), в ко­то­ром зри­тель, пе­ре­дви­га­ясь, варь­и­ру­ет ком­по­зи­цию, ме­ня­ет со­от­но­ше­ние её эле­мен­тов. Греч. ху­дож­ник Та­кис до­би­вал­ся эф­фект­ной ди­на­ми­ки с по­мо­щью маг­нит­ных по­лей, в ко­то­рых за­ви­са­ли, взле­та­ли, под­пры­ги­ва­ли ме­тал­лич. пред­ме­ты. П. Бю­ри ра­бо­тал со скры­ты­ми ме­ха­низ­ма­ми и маг­нита­ми, управ­ляв­ши­ми мед­лен­ным, как буд­то са­мо­сто­ятель­ным, дви­же­ни­ем объ­ек­тов – ша­ри­ков, пло­ских пла­стин, игл, об­рез­ков про­во­ло­ки. Сре­ди ки­не­ти­стов, при­ме­няв­ших мо­то­ры, наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чил Ж. Тен­ге­ли, чьи ко­мич. ме­ха­низ­мы, со­б­ран­ные из ме­тал­ло­ло­ма и пр. от­бро­сов, па­ро­ди­ро­ва­ли тех­нич. ци­ви­ли­за­цию. Н. Шёф­фер уже в нач. 1960-х гг. ис­поль­зо­вал в сво­их мо­ну­мен­таль­ных ра­бо­тах не толь­ко элек­тро­ме­ха­нич. уст­рой­ст­ва, но и ком­пь­ю­тер­ное про­грам­ми­ро­ва­ние. Пе­ре­ме­ще­ния све­то­вых лу­чей, их рит­мич­ные вспыш­ки, мель­ка­ния, сколь­же­ния по ста­тич­ным фор­мам лег­ли в ос­но­ву осо­бо­го те­че­ния внут­ри К. и., весь­ма близ­ко­го оп-ар­ту. Са­мо на­прав­ле­ние оп-арт, с ха­рак­тер­ным для не­го ил­лю­зор­ным дви­же­ни­ем форм, не­ред­ко рас­смат­ри­ва­лось как раз­но­вид­ность ки­не­тич. ис­кус­ст­ва.

Рас­цвет К. и. при­хо­дит­ся на 2-ю пол. 1950-х – нач. 1970-х гг. В даль­ней­шем это на­прав­ле­ние ут­ра­чи­ва­ет аван­гард­ные по­зи­ции и час­тич­но сли­ва­ет­ся с др. раз­но­вид­но­стя­ми «иск-ва дей­ст­вия».

Лит.: Selz P. Directions in kinetic sculpture. (Cat.). Berk., 1966; Kunst – Licht – Kunst. (Kat.). Eindhoven, 1966; Compton M. Optical and kinetic art. L., 1967; Popper F. Naissance de l’art cinétique. P., 1967; idem. Origins and development of kinetic art. L., 1968; idem. Art, action and participation. N. Y., 1975; idem. Die kinetische Kunst: Licht und Bewegung. Un­welt­kunst und Aktion. Köln, 1975; idem. Art of the electronic age. N. Y., 1993; Art cinétique à Pa­ris. Lumière et mouvement. (Cat.). P., 1967; Brett G. Kinetic art. L., 1968; Kinetics. (Cat.). L., 1970; Kinetic art: theory and practice / Ed. F. Malina. N. Y., 1974; Ко­лей­чук В. Ф. Ки­не­тизм. М., 1994.

Вернуться к началу