КИНЕТИ́ЧЕСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИНЕТИ́ЧЕСКОЕ ИСКУ́ССТВО, кинетизм (от греч. ϰινητιϰός – приводящий в движение), направление в иск-ве 20 в., в котором худож. форма создаётся посредством движения, реального или иллюзорного. Как самостоят. направление сложилось в 1950-е гг. Ему предшествовали опыты работы с динамикой в футуризме (т. н. пластико-динамич. комплексы Дж. Баллы и Ф. Деперо), дадаизме (ротационные спиральные диски и вариабильные инсталляции М. Дюшана; подвижные структуры Мэн Рея), в рус. конструктивизме (складные конструкции А. М. Родченко, «Стоящая волна» Н. Габо, проект вращающейся башни «Памятника III Интернационала» В. Е. Татлина), в Баухаузе («Свето-пространственный модулятор» Л. Мохой-Надя). С начала 1930-х гг. А. Колдер приступил к созданию мобилей – конструкций с лёгкими подвесными элементами, приводимыми в движение дуновениями воздуха. В 1955 в Париже в галерее Д. Рене состоялась 1-я выставка К. и. под назв. «Движение», на которой были представлены работы художников из разных стран: Я. Агама, В. Вазарели, также П. Бюри (Бельгия), Р. Якобсена (Дания), Ж. Тенгели (Швейцария), Х. Р. Сото (Венесуэла).
Во 2-й пол. 1950-х гг. в разных странах создаются объединения (часто интернациональные) художников-кинетистов: «Zero» (Дюссельдорф, 1957), «Gruppo N» (Падуя, 1959), «Gruppo T» (Милан, 1959), NUL (Нидерланды, 1960), GRAV («Groupe de Recherche d’Art Visuel», Париж, 1960). В СССР в 1964 образовалась ассоциация «Движение» во главе с Л. В. Нусбергом (среди участников – В. П. Акулинин, Р. И. Заневская-Сапгир, Ф. Инфантэ-Арана, В. Ф. Колейчук). В нояб. 1967 эта группа выполнила праздничное оформление Ленинграда в честь 50-летия Окт. революции 1917.
Художники К. и. стремились преодолеть статичность замкнутого в себе станкового произведения, вовлечь зрителя в игру изменчивых конфигураций. Способы динамизации формы были разными. В ряде произведений Я. Агама, К. Крус-Диеса, Х. Р. Сото, Х. Ле Парка форма меняется при движении зрителя; в др. случаях (работы Агама, Сото, англ. художницы Л. Кларк) свёрнутая форма раскрывается от прикосновения руки, а неподвижные элементы начинают вибрировать, колыхаться. Такие произведения нередко имеют вид «окружения» (энвайронмента), в котором зритель, передвигаясь, варьирует композицию, меняет соотношение её элементов. Греч. художник Такис добивался эффектной динамики с помощью магнитных полей, в которых зависали, взлетали, подпрыгивали металлич. предметы. П. Бюри работал со скрытыми механизмами и магнитами, управлявшими медленным, как будто самостоятельным, движением объектов – шариков, плоских пластин, игл, обрезков проволоки. Среди кинетистов, применявших моторы, наибольшую известность получил Ж. Тенгели, чьи комич. механизмы, собранные из металлолома и пр. отбросов, пародировали технич. цивилизацию. Н. Шёффер уже в нач. 1960-х гг. использовал в своих монументальных работах не только электромеханич. устройства, но и компьютерное программирование. Перемещения световых лучей, их ритмичные вспышки, мелькания, скольжения по статичным формам легли в основу особого течения внутри К. и., весьма близкого оп-арту. Само направление оп-арт, с характерным для него иллюзорным движением форм, нередко рассматривалось как разновидность кинетич. искусства.
Расцвет К. и. приходится на 2-ю пол. 1950-х – нач. 1970-х гг. В дальнейшем это направление утрачивает авангардные позиции и частично сливается с др. разновидностями «иск-ва действия».