МЭН РЕЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЭН РЕЙ [Man Ray; наст. имя и фам. Иммануил Радницкий (Рудницкий; Radnitzky, Rudnitzky)] (25.8.1890, Филадельфия – 18.11.1976, Париж), амер. художник, фотограф и кинорежиссёр. Потомок иммигранта из России, с 1909 избрал псевд. М. Р. («человек-луч»), закрепившийся за ним как собств. имя. В 1897 вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк, где позднее работал рисовальщиком и посещал вечернюю худож. школу. Сильное впечатление на М. Р. произвела выставка «Armory Show» (1913), впервые представившая в США широкую панораму совр. европ. иск-ва; он начинает писать картины в манере кубизма (портрет Альфреда Штиглица, 1913, Йельский ун-т, Нью-Хейвен). В 1915 вместе с М. Дюшаном и Ф. Пикабиа образует группу амер. дадаизма; наиболее известная картина этого периода – «Канатная плясунья, сопровождаемая своими тенями» (1916, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). С 1918 создавал абстрактные картины с помощью аэрографа и трафаретов. В 1921–40 жил в Париже, где наряду с др. дадаистами присоединился к созданной А. Бретоном группе сюрреалистов (будучи в ней единственным амер. мастером). В 1940–51 работал в Голливуде, с 1951 жил в Париже.
Наибольшую известность М. Р. принесли его сюрреалистич. объекты («Загадка Исидора Дюкасса» – предмет, завёрнутый в ткань, 1920, ныне утрачен; «Подарок» – утюг с выпирающими из него острыми гвоздями, 1921, оригинал утрачен; реконструкции в Музее совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.), а также авангардные фотографии. Именно в области фотографии М. Р. проявил себя подлинным новатором (вначале занимался ею лишь для заработка, выполняя заказные портреты), открыв ряд ранее неиспользовавшихся приёмов фотографирования и обработки снимка. Посредством необычного сочетания объектов съёмки и их театрализации, усиления светотеневых контрастов, комбинир. печати, расфокусировки изображения, соляризации и ретуши он добивался трансформации натуры, высокой выразительности и нарочитой образной загадочности (серия «Les Champs délicieux», 1922; «Скрипка Энгра», 1924, частное собрание, Нью-Йорк; «Марсель Дюшан в одежде Рроз Селяви», 1924, Музей иск-ва, Филадельфия; «Натурщица у печатного станка», 1924, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Марсель Дюшан и Рене Шар в виде Адама и Евы»; портрет Г. Стайн, ок. 1929, и др.).
В 1921 М. Р. воскресил забытый способ «бескамерной фотографии» (получение снимка путём непосредств. экспонирования предметов на светочувствительную бумагу), названный им «рейографией». Художник рассматривал этот приём образотворчества как воплощение характерных для дадаизма и сюрреализма принципов автоматического письма и случайного формообразования: обычные вещи становились неузнаваемыми, а их размытые силуэты складывались в полуабстрактную композицию («Рейография», Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Кики пьёт. Рейограмма», обе – 1922). Эксперим. фильмы М. Р. («Возвращение к разуму», 1923; «Эмак Бакиа», 1926; «Морская звезда», 1928; «Тайны замка Де», 1929), наряду с фильмами Л. Буньюэля, С. Дали и Х. Рихтера, стали классикой сюрреалистич. кино; они заложили основы видео-арта.