Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕТО́Н АНДРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова
А. Бретон.

БРЕТО́Н (Breton) Ан­д­ре (19.2.1896, Тен­шбре, деп-т Орн – 28.9.1966, Па­риж), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та. Учил­ся в Па­ри­же в Ин-те пси­хо­ло­гии и хи­рур­гии (не окон­чил). Во вре­мя служ­бы в ар­мии (1915–18) ув­лёк­ся фрей­диз­мом. В пер­вом по­этич. сб. «Го­ра ми­ло­сер­дия» («Le Mont de pié té », 1919) объ­е­ди­не­ны ран­ние сим­во­ли­ст­ские сти­хи в ду­хе С. Мал­лар­ме, А. Рем­бо, Лот­реа­мо­на и аван­гар­ди­ст­ские опы­ты, в ко­то­рых ощу­ти­мо влия­ние П. Ре­вер­ди и Г. Апол­ли­не­ра. Вме­сте с Л. Ара­го­ном, Ф. Су­по и при под­держ­ке Т. Тца­ра ос­но­вал ж. «Ли­те­ра­ту­ра» («Littérature», 1919–23), став­ший ру­по­ром франц. да­да­из­ма, а за­тем ран­не­го сюр­реа­лиз­ма. Сб. ста­тей «По­те­рян­ные сле­ды» («Les pas perdus», 1924) – тео­ре­тич. обоб­ще­ние да­да­из­ма. Его прак­тич. осу­ще­ст­в­ле­ни­ем ста­ли на­пи­сан­ная с при­ме­не­ни­ем ме­то­да ав­то­ма­ти­че­ско­го пись­ма кн. «Маг­нит­ные по­ля» («Les champs ma­gné­tiques», 1920, совм. с Ф. Су­по), а так­же сб. сти­хов «Зем­ной свет» («Clair de terre», 1923). В 1924, ос­но­вав ж. «Сюр­реа­ли­сти­че­ская ре­во­лю­ция» («La ré­vo­lution surréaliste», 1924–29) и вы­пус­тив «Ма­ни­фест сюр­реа­лиз­ма» («Le ma­ni­fes­te du surréalisme»), а так­же кол­лек­тив­ный пам­флет про­тив А. Фран­са «Труп» («Un cadavre»), Б. ста­но­вит­ся од­ним из ли­де­ров сюр­реа­лиз­ма. Дос­ти­же­ние аб­со­лют­ной сво­бо­ды воз­мож­но, со­глас­но Б., пу­тём при­об­ще­ния к сфе­ре грёз и бе­зу­мия, апо­ло­гии ко­то­рых по­свя­ще­ны по­весть «На­дя» («Nadja», 1928), тео­ре­ти­ко-по­этич. сб. «Се­до­вла­сый ре­воль­вер» («Le revolver à cheveux blancs», 1932), кн. «Со­об­щаю­щие­ся со­су­ды» («Les va­ses communicants», 1932) и позд­ние по­вес­ти «Бе­зум­ная лю­бовь» («L’amour fou», 1937) и «Ар­ка­нум 17» («Arcane 17», 1947). Крат­ко­вре­мен­ное сбли­же­ние с франц. ком­пар­ти­ей (1926–27) при­ве­ло Б. к серь­ёз­но­му ув­ле­че­нию троц­ки­ст­ской ин­тер­пре­та­ци­ей мар­ксиз­ма (тео­рия пер­ма­нент­ной ре­во­лю­ции), а так­же ге­ге­лев­ской диа­лек­ти­кой. Раз­рыв с ком­му­низ­мом от­ра­зил­ся в сб. ста­тей «По­ли­ти­че­ская по­зи­ция сюр­реа­лиз­ма» («Position po­li­tique du surréalisme», 1935) и в по­пыт­ках соз­да­ния вме­сте с Ж. Ба­та­ем в сер. 1930-х гг. ле­во­го ан­ти­фа­ши­ст­ско­го дви­же­ния «Контр-Ата­ка». В 1930–1940 Б. ак­тив­но про­па­ган­ди­ру­ет сюр­реа­лизм за пре­де­ла­ми Фран­ции (Че­хия, Бель­гия, Ка­нар­ские о-ва, Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 1941 по­сле за­пре­та из­дан­ной им «Ан­то­ло­гии чёр­но­го юмо­ра» («Antho­logie de l’hu­mour noir», 1940, рус. пер. 1999) Б. эмиг­ри­ро­вал в США, в 1946 воз­вра­тил­ся во Фран­цию. В по­сле­во­ен­ной по­эзии Б. уси­ли­лось фи­ло­соф­ское и ок­культ­ное на­ча­ло: «Ода Шар­лю Фу­рье» («Ode à Charles Fourier», 1947), «Знак вос­хо­ж­де­ния» («Signe ascendant», 1949) и др. Стре­мясь воз­ро­дить по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны сюр­реа­ли­стич. дви­же­ние, Б. опуб­ли­ко­вал об­об­щаю­щие кни­ги: «Сюр­реа­лизм и жи­во­пись» («Le sur­réalisme et la peinture», 1928–65), «Ма­ги­че­ское ис­кус­ст­во» («L’art magi­que», 1957, совм. с Ж. Ле­гра­ном).

Соч.: Œuvres complètes. P., 1988–1999. Vol. 1–3; [Со­чи­не­ния] // Ан­то­ло­гия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма. М., 1994; Сти­хо­тво­ре­ния; Манифест сюр­реа­лиз­ма // По­эзия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма. СПб., 2003.

Лит.: Bonnet M. A. Breton: Naissance de l’aven­ture surréaliste. P., 1975; Béhar H. A. Breton, le grand indésirable. P., 1990; Polizzotti M. Revolution of the mind: the life of A. Breton. N. Y., 1995; Migeot F. À la fenêtre noire des poètes: lectures bretoniennes. Louvain; P., 1996; Bommertz С. Le chant automatique d’ A. Breton et la tradition du haut-dire. Louvain, 2004.

Вернуться к началу