БРЕТО́Н АНДРЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЕТО́Н (Breton) Андре (19.2.1896, Теншбре, деп-т Орн – 28.9.1966, Париж), франц. писатель. Родился в семье коммерсанта. Учился в Париже в Ин-те психологии и хирургии (не окончил). Во время службы в армии (1915–18) увлёкся фрейдизмом. В первом поэтич. сб. «Гора милосердия» («Le Mont de pié té », 1919) объединены ранние символистские стихи в духе С. Малларме, А. Рембо, Лотреамона и авангардистские опыты, в которых ощутимо влияние П. Реверди и Г. Аполлинера. Вместе с Л. Арагоном, Ф. Супо и при поддержке Т. Тцара основал ж. «Литература» («Littérature», 1919–23), ставший рупором франц. дадаизма, а затем раннего сюрреализма. Сб. статей «Потерянные следы» («Les pas perdus», 1924) – теоретич. обобщение дадаизма. Его практич. осуществлением стали написанная с применением метода автоматического письма кн. «Магнитные поля» («Les champs magnétiques», 1920, совм. с Ф. Супо), а также сб. стихов «Земной свет» («Clair de terre», 1923). В 1924, основав ж. «Сюрреалистическая революция» («La révolution surréaliste», 1924–29) и выпустив «Манифест сюрреализма» («Le manifeste du surréalisme»), а также коллективный памфлет против А. Франса «Труп» («Un cadavre»), Б. становится одним из лидеров сюрреализма. Достижение абсолютной свободы возможно, согласно Б., путём приобщения к сфере грёз и безумия, апологии которых посвящены повесть «Надя» («Nadja», 1928), теоретико-поэтич. сб. «Седовласый револьвер» («Le revolver à cheveux blancs», 1932), кн. «Сообщающиеся сосуды» («Les vases communicants», 1932) и поздние повести «Безумная любовь» («L’amour fou», 1937) и «Арканум 17» («Arcane 17», 1947). Кратковременное сближение с франц. компартией (1926–27) привело Б. к серьёзному увлечению троцкистской интерпретацией марксизма (теория перманентной революции), а также гегелевской диалектикой. Разрыв с коммунизмом отразился в сб. статей «Политическая позиция сюрреализма» («Position politique du surréalisme», 1935) и в попытках создания вместе с Ж. Батаем в сер. 1930-х гг. левого антифашистского движения «Контр-Атака». В 1930–1940 Б. активно пропагандирует сюрреализм за пределами Франции (Чехия, Бельгия, Канарские о-ва, Великобритания). В 1941 после запрета изданной им «Антологии чёрного юмора» («Anthologie de l’humour noir», 1940, рус. пер. 1999) Б. эмигрировал в США, в 1946 возвратился во Францию. В послевоенной поэзии Б. усилилось философское и оккультное начало: «Ода Шарлю Фурье» («Ode à Charles Fourier», 1947), «Знак восхождения» («Signe ascendant», 1949) и др. Стремясь возродить после 2-й мировой войны сюрреалистич. движение, Б. опубликовал обобщающие книги: «Сюрреализм и живопись» («Le surréalisme et la peinture», 1928–65), «Магическое искусство» («L’art magique», 1957, совм. с Ж. Леграном).