АПОЛЛИНЕ́Р ГИЙОМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire) Гийом [наст. имя и фам. Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим – 9.11.1918, Париж), франц. поэт, журналист, худож. критик. Сын польск. аристократки и итал. офицера. Детство провёл в Италии, с 1899 жил в Париже. Спец. образования не получил. С 1902 активный публицист, основатель ряда журналов, в т. ч. «Эзопов пир» (1904); на основе газетных публикаций написал монографию «Художники-кубисты» («Les peintres cubistes», 1913). Худож. проза А. отличается стилистич. мастерством [сб. фантастич. новелл «Ересиарх и компания» («L’Hérésiarque et Cie», 1910)] и часто носит фривольный оттенок [романы «Одиннадцать тысяч розог» («Onze mille verges», 1907), «Конец Вавилона» («La fin de Babylone», 1914)]. В духе гривуазной традиции выдержана и издательская серия «Мэтры любви» («Les maitres de l’amour», 1909–14), куда А. включил откомментированные тексты Д. А. Ф. де Сада, П. Аретино, О. Мирбо и др. Один из первых поэтич. сборников А.– «Бестиарий, или Кортеж Орфея» («Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée», 1911), где старинная форма катрена и приёмы эмблематич. письма сочетались с исповедальной меланхолич. интонацией. В 1913 А. объединил свои лучшие стихи в сб. «Алкоголи» («Alcools»), новаторский по своей поэтике (отсутствие пунктуации, стилистич. перепады, звукопись, стилизация барочной образности). В 1914 ушёл добровольцем на фронт, где был тяжело ранен в голову. В 1916 вышел сб. новелл «Убитый поэт» («Le poète assassiné»), открывающийся мистифицированной автобиографией; в сб. «Каллиграммы» («Calligrammes», 1918) трагическое переживание войны облекается в форму визуальной поэзии.
В кон. 1910-х гг. вокруг А. сложился круг поэтов-сюрреалистов – А. Бретон, Ф. Супо, Л. Арагон, Ж. Кокто. Сам термин «сюрреализм» принадлежит А.; в 1917 была поставлена «сюрреалистическая драма» А. «Сосцы Тиресия» («Les mamelles de Tirésias»). Творчество А. оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма.