ДАЛИ́ САЛЬВАДОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАЛИ́ (Dalí) Сальвадор (полное имя и фам. Сальвадор Фелип Хасинт Дали-и-Доменеч, Dalí y Domenech) (11.5.1904, Фигерас, Каталония – 23.1.1989, там же), исп. (каталонский) живописец, скульптор, график, сценограф. Учился в АХ в Мадриде (1921–22, 1925–26). В сер. 1920-х гг. сблизился с Л. Буньюэлем и Ф. Гарсия Лоркой. Увлечение живописью старых мастеров (Д. Веласкес, Эль Греко, Ф. Гойя, А. Дюрер, Леонардо да Винчи и др.), знакомство с иск-вом Дж. Де Кирико, К. Каррa, мастерами неоклассицизма и «новой вещественности», а также с сочинениями З. Фрейда оказали решающее воздействие на становление его эстетич. воззрений и творч. метода («Девушка у окна», 1925, Музей совр. иск-ва, Мадрид, и др. ранние работы). Приехав в Париж в 1928, Д. познакомился с П. Пикассо, Х. Миро и П. Элюаром, примкнул к объединению сюрреалистов (А. Бретон и др.; см. Сюрреализм); был сценаристом и художником фильмов Л. Буньюэля «Андалузский пёс» (1928) и «Золотой век» (1930).
В кон. 1920-х гг. сложился «параноико-критический метод» Д., который он сам определил как спонтанный метод иррационального познания, основанного на объективации бредовых ассоциаций. Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Д. с поразительной оптич. достоверностью, что придаёт им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Постоянно повторяются мотив мор. побережья, загадочные детали и символы, связанные с личными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, зубы, колющие и режущие инструменты, насекомые («Постоянство памяти», 1931, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936, Музей Дали, Сент-Питерсберг, штат Флорида; «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Мотивы агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х гг. ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Предчувствие гражданской войны», 1936, Музей искусств, Филадельфия; «Осенний каннибализм», 1936, галерея Тейт, Лондон; «Изобретение монстров», 1937, Чикагский худож. ин-т). С 1930-х гг. в живописи Д. всё чаще появляются зрительно-оптические парадоксы: фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, и др.). Обращаясь к классич. произведениям, Д. перетолковывал их смысл в соответствии с собственными представлениями о бессознательном: «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория "мебели-пищи")» (1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг); «Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле» (1933–34, частное собрание).
В 1939 произошёл разрыв Д. с др. участниками сюрреалистич. объединения, поскольку последние сочли неприемлемыми политич. воззрения Д. (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощённое понимание эстетич. программы движения; тем не менее Д. продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 он эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного иск-ва обеспечили Д. коммерч. успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всём мире.
В 1948 Д. вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистич. композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики («Христос Хуана де ла Круса», 1951, Худож. галерея и музей, Глазго; «Тайная вечеря», 1955, Нац. галерея искусства, Вашингтон). В той же манере выполнены полотна на историч. и мифологич. темы («Атомная Леда», 1949, Театр-музей Дали, Фигерас; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–59, Музей Дали, Сент-Питерсберг); моделью для многих из них послужила жена художника Галá (Е. Д. Дьяконова). Поздние картины написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтич. живописи («Дикий пейзаж с обнажёнными», 1970, частное собрание). Работал также в скульптуре, прикладном иск-ве, графике (в т. ч. иллюстрировал книги – «Песни Мальдорора» Лотреамона, 1934, и др.). С кон. 1920-х гг. занимался сценографией, используя стилистику своих живописных произведений (оформление пьесы «Марьяна Пинеда» Ф. Гарсия Лорки, 1927; балетов «Вакханалия» на муз. Р. Вагнера, 1939, «Лабиринт» на муз. Ф. Шуберта, 1941, оба – «Балле рюс де Монте-Карло»; «Галá» на муз. А. Скарлатти, 1961, «Ла Фениче», Венеция, и др.). В 1973 основал и спроектировал Театр-музей Дали в Фигерасе; в Каталонии находятся также Дом-музей Дали в Порт-Льигате и Замок Гала Дали в Пуболе.