«НО́ВАЯ ВЕЩЕ́СТВЕННОСТЬ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НО́ВАЯ ВЕЩЕ́СТВЕННОСТЬ» (нем. Neue Sachlichkeit), направление в нем. живописи 1920-х гг., возникшее как реакция на экспрессионизм с его повышенной эмоциональностью и искажениями натуроподобной формы. Название дано в 1923 критиком Г. Хартлаубом; в 1925 он же организовал одноим. выставку в Кунстхалле (Мангейм). Художники «Н. в.» не создавали объединения с особой программой и не выступали с коллективными заявлениями. Направление сформировалось в результате нарастания определённой стилевой тенденции, отвечавшей доминирующим настроениям в обществе. 1-я мировая война и её тяжелые последствия для Германии (разорение страны, горькое чувство национального унижения, обнищание народа, нарастание социальных противоречий) привели к настроениям подавленности, ощущению бесперспективности и заведомой безрезультатности усилий по усовершенствованию общества. Возобладала позиция отрешённого, незаинтересованного изучения окружающей действительности и объективного описания её проявлений. Характерная стилистика направления проявилась в чёткости линий, твёрдой прорисовке контура, ярких локальных цветах на глянцевых поверхностях. Эмоциональная безучастность в процессе детального «протоколирования» наблюдаемого объекта порождает застылость, «овеществлённость» образа, даже в таких (типичных для этого направления) жанрах, как портрет, бытовая сценка, вид города с человеческими фигурами.
Поскольку в движение «Н. в.» были вовлечены художники с разными мировоззренч. установками и эстетич. предпочтениями (в т. ч. быв. мастера дадаизма, экспрессионисты), в нём выделяются разные течения. В иск-ве т. н. веристов (О. Дикс, Г. Грос, М. Бекманн, К. Шад, Р. Шлихтер) преобладали сатирически трактованные сюжеты гор. жизни, портреты. Особую группу составили художники революц. ориентации, посвятившие своё творчество изображению жизни рабочего класса, социальных низов (О. Нагель, К. Кольвиц, Х. и Л. Грундиг, О. Грибель). Представители более созерцательной версии «Н. в.», решительно отвергая и авангардные новации, и социальную вовлечённость, ориентировались на классич. форму, на приёмы живописи старых мастеров. К этой ветви принадлежали А. Канольдт, Г. Шримпф, Ф. Ленк, К. Гроссберг. Посредством ясных линий, тщательной моделировки объёмов, прозрачных лессировок создавались отчуждённые, словно вырванные из временнóго потока пейзажи, натюрморты, образы людей. Эта версия «Н. в.» сближается с направлением магического реализма, с итал. метафизической живописью. С наступлением нацизма, насаждавшего собств. эстетику, «Н. в.» уходит со сцены худож. жизни.