КАРРА́ ДАЛЬМАЦЦО КАРЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРРА́, Карра Дальмаццо (Саrrà Dalmazzo) Карло (11.2.1881, Куарньенто, Пьемонт – 13.4.1966, Милан), итал. живописец, график, теоретик иск-ва, худож. критик. В юности занимался декоративной росписью вилл, с 1895 жил в Милане. Принимал участие в оформлении итал. павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже; познакомился с франц. иск-вом, театром и поэзией 19 в. Увлёкся анархистскими идеями; в период пребывания в Лондоне (1900) изучал труды К. Маркса, М. Штирнера и М. А. Бакунина. Вернувшись в Италию (1901), учился в Милане в вечерней Школе прикладного иск-ва (1904) и в Академии Брера (1906–10) у Ч. Таллоне. В ранних работах следовал системе дивизионизма; писал портреты (в т. ч. Ф. Энгельса, 1901), натюрморты, аллегорич. картины («Аллегория труда», 1905). В 1910 участвовал в формировании движения футуризма. Наиболее известная футуристич. работа К. «Похороны анархиста Галли» (1910–1911, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк) пронизана ураганными ритмами мелькающих фрагментарных форм. При посещении Парижа в 1911 и 1912 познакомился с Г. Аполлинером, А. Модильяни и П. Пикассо; испытал влияние франц. кубизма («Миланская галерея», 1912, собрание Дж. Маттиоли, Милан). К. чаще др. футуристов применял коллаж: наклейки и надписи у него фиксируют передний план картины и, располагаясь по геометрич. линиям, создают устойчивый композиционный каркас, сдерживающий бурную динамику живописи («Демонстрация интервентистов», 1914, собрание Дж. Маттиоли, Милан; «Бутылка и стакан», 1914, частное собрание, Нью-Йорк).
В 1915 К. отошёл от футуризма и, ориентируясь на «примитив» (творчество А. Руссо, афр. скульптура) и наследие итал. Проторенессанса и Раннего Возрождения, обратился к поискам уравновешенной, конструктивно организованной формы («Чудо-ребёнок», 1915, частное собрание, Турин). В 1917, познакомившись с Дж. Де Кирико и А. Савинио, стал участником объединения мастеров метафизической живописи. В картинах этого периода перспективные коробки образуют тесные глухие интерьеры, в которых пребывают загадочные манекеноподобные персонажи («Идол-гермафродит», 1917, собрание Дж. Маттиоли, Милан; «Метафизическая муза», 1917, Пинакотека Брера, Милан; «Дочери Лота», 1919, Музей Людвига, Кёльн). В 1920-х гг. К., модифицировав стилистику метафизич. живописи, примкнул к новеченто (серии пейзажей 1920-х гг., в т. ч. виды Венеции, 1926; «Маяк», 1928, Нац. галерея, Прага; «Рыбаки», 1935, Галерея совр. иск-ва, Милан), был пропагандистом этого направления (сотрудничал с газ. «L’Ambrosiano»). В дальнейшем его стиль не претерпел существенных изменений. Создавал также книжные иллюстрации (к роману «Дон Кихот» М. де Сервантеса, 1943; к произведениям С. Малларме и др.), обращался к гравюре и литографии. Автор статей о Джотто и П. Уччелло (1916), автобиографии (1943).