Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРРА́ ДАЛЬМАЦЦО КАРЛО

Авторы: В. А. Крючкова
К. Kappa. «Метафизическая муза». 1917. Пинакотека Брера (Милан).

КАРРА́, Кар­ра Даль­мац­цо (Саrrà Dalma­z­zo) Кар­ло (11.2.1881, Ку­ар­нь­ен­то, Пье­монт – 13.4.1966, Ми­лан), итал. жи­во­пи­сец, гра­фик, тео­ре­тик иск-ва, ху­дож. кри­тик. В юно­сти за­ни­мал­ся де­ко­ра­тив­ной рос­пи­сью вилл, с 1895 жил в Ми­лане. При­ни­мал уча­стие в оформ­ле­нии итал. па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же; по­зна­ко­мил­ся с франц. иск-вом, те­ат­ром и по­эзи­ей 19 в. Ув­лёк­ся анар­хи­ст­ски­ми идея­ми; в пе­ри­од пре­бы­ва­ния в Лон­до­не (1900) изу­чал тру­ды К. Мар­кса, М. Штир­не­ра и М. А. Ба­ку­ни­на. Вер­нув­шись в Ита­лию (1901), учил­ся в Ми­ла­не в ве­чер­ней Шко­ле при­клад­но­го иск-ва (1904) и в Ака­де­мии Бре­ра (1906–10) у Ч. Тал­ло­не. В ран­них ра­бо­тах сле­до­вал сис­те­ме ди­ви­зио­низ­ма; пи­сал порт­ре­ты (в т. ч. Ф. Эн­гель­са, 1901), на­тюр­мор­ты, ал­ле­го­рич. кар­ти­ны («Ал­ле­го­рия тру­да», 1905). В 1910 уча­ст­во­вал в фор­ми­ро­ва­нии дви­же­ния фу­ту­риз­ма. Наи­бо­лее из­вест­ная фу­ту­ри­стич. ра­бо­та К. «По­хо­ро­ны анар­хи­ста Гал­ли» (1910–1911, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк) про­ни­за­на ура­ган­ны­ми рит­ма­ми мель­каю­щих фраг­мен­тар­ных форм. При по­се­ще­ни­и Па­ри­жа в 1911 и 1912 по­зна­ко­мил­ся с Г. Апол­ли­не­ром, А. Мо­диль­я­ни и П. Пи­кас­со; ис­пы­тал влия­ние франц. ку­биз­ма («Ми­лан­ская га­ле­рея», 1912, со­б­ра­ние Дж. Мат­тио­ли, Ми­лан). К. ча­ще др. фу­ту­ри­стов при­менял кол­лаж: на­клей­ки и над­пи­си у не­го фик­си­ру­ют пе­ред­ний план кар­ти­ны и, рас­по­ла­га­ясь по гео­мет­рич. ли­ни­ям, соз­да­ют ус­той­чивый ком­по­зи­ци­он­ный кар­кас, сдер­жи­ваю­щий бур­ную ди­на­ми­ку жи­во­пи­си («Де­мон­стра­ция ин­тер­вен­ти­стов», 1914, со­б­ра­ние Дж. Мат­тио­ли, Ми­лан; «Бу­тыл­ка и ста­кан», 1914, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк).

В 1915 К. ото­шёл от фу­ту­риз­ма и, ори­ен­ти­ру­ясь на «при­ми­тив» (твор­че­ст­во А. Рус­со, афр. скульп­ту­ра) и на­сле­дие итал. Про­то­ре­нес­сан­са и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния, об­ра­тил­ся к по­ис­кам урав­но­ве­шен­ной, кон­ст­рук­тив­но ор­га­ни­зо­ван­ной фор­мы («Чу­до-ре­бё­нок», 1915, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ту­рин). В 1917, по­зна­ко­мив­шись с Дж. Де Ки­ри­ко и А. Са­ви­нио, стал уча­ст­ни­ком объ­е­ди­не­ния мас­те­ров ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си. В кар­ти­нах это­го пе­рио­да пер­спек­тив­ные ко­роб­ки об­ра­зу­ют тес­ные глу­хие ин­терь­е­ры, в ко­то­рых пре­бы­ва­ют за­га­доч­ные ма­не­ке­но­по­доб­ные пер­со­на­жи («Идол-гер­маф­ро­дит», 1917, со­б­ра­ние Дж. Мат­тио­ли, Ми­лан; «Ме­та­фи­зи­че­ская му­за», 1917, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан; «До­че­ри Ло­та», 1919, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн). В 1920-х гг. К., мо­ди­фи­ци­ро­вав сти­ли­сти­ку ме­та­фи­зич. жи­во­пи­си, примк­нул к но­ве­чен­то (се­рии пей­за­жей 1920-х гг., в т. ч. ви­ды Ве­не­ции, 1926; «Ма­як», 1928, Нац. га­ле­рея, Пра­га; «Ры­ба­ки», 1935, Га­ле­рея совр. иск-ва, Ми­лан), был про­па­ган­ди­стом это­го на­прав­ле­ния (со­труд­ни­чал с газ. «L’Ambrosiano»). В даль­ней­шем его стиль не пре­тер­пел су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний. Соз­да­вал так­же книж­ные ил­лю­ст­ра­ции (к ро­ма­ну «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са, 1943; к про­из­ве­де­ни­ям С. Мал­лар­ме и др.), об­ра­щал­ся к гра­вю­ре и ли­то­гра­фии. Ав­тор ста­тей о Джот­то и П. Уч­чел­ло (1916), ав­то­био­гра­фии (1943).

Соч.: Pittura metafisica. Firenze, 1919; La mia vita. Mil., 1945. Mil., 2002; Tutti gli scritti. Mil., 1978.

Лит.: Carr M. C. Carr: tutta l’opera pitto­ri­ca. Mil., 1967–1968. Vol. 1–3; idem. C. Carr: disegni, acqueforti, litografie. Firenze, 1980; Car­rà M., Waldberg P., Rathke L. Metafisi­ca. Mil., 1968; Bigongiari P. L’opera completa di Carr dal futurismo alla metafisica… Mil., 1970; Carr M., Valsecchi M. Carr: Opera gra­fica, 1922–64. Vicenza, 1976; Dell’Acqua G. A. C. Carr. (Cat.). Mil., 1987; Fagiolo M. Carr. Mil., 1987; Poli F. La metafisica. Ro­ma, 1989; D’Orsi E. C. Carrà: antologica. [Cat.]. Assisi, 2005.

Вернуться к началу