РУССО́ АНРИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУССО́ (Rousseau) Анри (Анри Жюльен Феликс) (21.5.1844, Лаваль – 2.9.1910, Париж), франц. живописец. В 1871–93 служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище Таможенник. Занявшись живописью самостоятельно ок. 1880, впервые показал свои работы в «Салоне независимых» (1886). Творчество Р. тесно связано с низовой гор. культурой (лубок, трактирные вывески, ярмарочные афиши и т. п.); в то же время в ряде картин он стремился воспроизвести жанровые и стилистич. признаки ценимого им салонного искусства («Я, портрет-пейзаж», 1890, Нац. галерея, Прага). Своеобразный эффект двойственности, возникающий как следствие транскрипции академич. системы языком наивного искусства, также несомненный колористич. дар привлекли к Р. внимание франц. авангардистов (А. Жарри, П. Гогена, О. Редона, Ж. Сёрa, затем Г. Аполлинера, П. Пикассо, Р. Делоне). Нередко копируя фигуры с журнальных картинок и открыток, Р. претворял тривиальные прототипы массовой культуры в визионерские образы-грёзы («Спящая цыганка», 1897, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Война», 1894, Музей Орсе, Париж). В портретах Р. варьировал разл. иконографич. схемы – от семейных фотографий («Свадьба», 1905, Музей Оранжери, Париж) до академич. жанра портрета-аллегории [«Муза, вдохновляющая поэта» (Г. Аполлинер и М. Лорансен), 1909, ГМИИ]. Писал также виды Парижа и его окрестностей, воен. парады, баталии и др. С 1905 воображение Р., никогда не выезжавшего за пределы Франции, занимают картины тропич. лесов, схваток хищников в джунглях («В тропическом лесу. Битва тигра и быка», 1908, Эрмитаж, С.-Петербург; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ). «Галлюцинаторная» достоверность картин Р. позднее будет оценена мастерами сюрреализма.