Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУССО́ АН­РИ

Авторы: В. А. Крючкова
А. Руссо. «Сон». 1910. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

РУССО́ (Rousseau) Ан­ри (Ан­ри Жюль­ен Фе­ликс) (21.5.1844, Ла­валь – 2.9.1910, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец. В 1871–93 слу­жил в ак­циз­ном ве­дом­ст­ве Па­ри­жа, по этой при­чи­не за ним за­кре­пи­лось про­зви­ще Та­мо­жен­ник. За­няв­шись жи­во­пи­сью са­мо­стоя­тель­но ок. 1880, впер­вые по­ка­зал свои ра­бо­ты в «Са­ло­не не­за­ви­си­мых» (1886). Твор­че­ст­во Р. тес­но свя­за­но с ни­зо­вой гор. куль­ту­рой (лу­бок, трак­тир­ные вы­вес­ки, яр­ма­роч­ные афи­ши и т. п.); в то же вре­мя в ря­де кар­тин он стре­мил­ся вос­про­из­ве­сти жан­ро­вые и сти­ли­стич. при­зна­ки це­ни­мо­го им са­лон­но­го ис­кус­ст­ва («Я, порт­рет-пей­заж», 1890, Нац. га­ле­рея, Пра­га). Свое­об­раз­ный эф­фект двой­ст­вен­но­сти, воз­ни­каю­щий как след­ст­вие транс­крип­ции ака­де­мич. сис­те­мы язы­ком на­ив­но­го ис­кус­ст­ва, так­же не­со­мнен­ный ко­ло­ри­с­тич. дар при­влек­ли к Р. вни­ма­ние франц. аван­гар­ди­стов (А. Жар­ри, П. Го­ге­на, О. Ре­до­на, Ж. Сёрa, за­тем Г. Апол­ли­не­ра, П. Пи­кас­со, Р. Де­ло­не). Не­ред­ко ко­пи­руя фи­гу­ры с жур­наль­ных кар­тинок и от­кры­ток, Р. пре­тво­рял три­ви­аль­ные про­то­ти­пы мас­со­вой куль­ту­ры в ви­зио­нер­ские об­ра­зы-грё­зы («Спя­щая цы­ган­ка», 1897, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Вой­на», 1894, Му­зей Ор­се, Па­риж). В порт­ре­тах Р. варь­и­ро­вал разл. ико­но­гра­фич. схе­мы – от се­мей­ных фо­то­гра­фий («Свадь­ба», 1905, Му­зей Оран­же­ри, Па­риж) до ака­де­мич. жан­ра порт­ре­та-ал­ле­го­рии [«Му­за, вдох­нов­ляю­щая по­эта» (Г. Апол­ли­нер и М. Ло­ран­сен), 1909, ГМИИ]. Пи­сал так­же ви­ды Па­ри­жа и его ок­ре­ст­но­стей, во­ен. па­ра­ды, ба­та­лии и др. С 1905 во­об­ра­же­ние Р., ни­ко­гда не вы­ез­жав­ше­го за пре­де­лы Фран­ции, за­ни­ма­ют кар­ти­ны тро­пич. ле­сов, схва­ток хищ­ни­ков в джунг­лях («В тро­пи­че­ском ле­су. Битва тигра и быка», 1908, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «На­па­де­ние ягуа­ра на ло­шадь», 1910, ГМИИ). «Гал­лю­ци­на­тор­ная» дос­то­вер­ность кар­тин Р. позд­нее бу­дет оце­не­на мас­те­ра­ми сюр­реа­лиз­ма.

Лит.: Certigny H. La vérité sur le douanier Rousseau. P., 1971; Alley R. Portrait of a primitive: The art of H. Rousseau. N. Y., 1978; Elgar F. Rousseau. P., 1980; Le Pichon Y. Le monde du douanier Rousseau. P., 1981; Plazy G. Le douanier Rousseau, un naїf dans la jungle. P., 1992; Ва­лье Д. А. Рус­со. М., 1995; Пер­рю­шо А. Та­мо­жен­ник Рус­со. М., 2001.

Вернуться к началу