ДЕЛОНЕ́ РОБЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛОНЕ́ (Delaunay) Робер (12.4.1885, Париж – 25.10.1941, Монпелье), франц. живописец, график, сценограф. В 1902–1904 занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна; увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; автопортреты). К 1909–11 относятся серии гор. пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня»; огромное полотно «Город Париж», 1910–12, Нац. музей совр. иск-ва), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамич. композиции. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Д. с нем. художниками; в 1912 он примкнул к кубистич. группировке «Золотое сечение». С 1912 Д. обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европ. абстракционизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматич. форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов; в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912–13) контрастные цвета создают оптич. иллюзию движения. Абстрактные картины Д. – чисто пластич. конструкции, исключающие к.-л. метафизич. истолкование.
В 1914–20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918; декорации Д., костюмы – С. Делоне-Терк). Вернувшись в Париж в 1920, Д. сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur à gaz» Т. Тцарá (1923). В 1920-е гг. создавал также реалистич. портреты своих друзей (А. Бретон, Т. Тцарá, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др.). В 1930-х гг. был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество»; вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др.), занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил (совм. с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937).