Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЛОНЕ́ РОБЕР

Авторы: В. А. Крючкова
Р. Делоне. «В честь Блерио». 1914. Художественный музей (Базель).

ДЕЛОНЕ́ (Delaunay) Ро­бер (12.4.1885, Па­риж – 25.10.1941, Мон­пе­лье), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. В 1902–1904 за­ни­мал­ся в па­риж­ской сту­дии сце­но­гра­фа Э. Рон­се­на. Об­ра­тил­ся к жи­вопи­си в 1904, под влия­ни­ем мас­те­ров понт-авен­ской шко­лы, нео­им­прес­сио­низ­ма, а так­же П. Се­зан­на; ув­лёк­ся эф­фек­та­ми «си­муль­тан­но­го цве­то­во­го кон­тра­ста» («На­тюр­морт с ва­зой», 1907, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; ав­то­порт­ре­ты). К 1909–11 от­но­сят­ся се­рии гор. пей­за­жей («Сен-Се­ве­рен», «Го­ро­да», «Эй­фе­ле­ва баш­ня»; ог­ром­ное по­лот­но «Го­род Па­риж», 1910–12, Нац. му­зей совр. иск-ва), в ко­то­рых ку­би­сти­че­ски рас­чле­нён­ные фор­мы вклю­ча­ют­ся в экс­прес­сив­ные ди­на­мич. ком­по­зи­ции. Зна­ком­ст­во с В. В. Кан­дин­ским, уча­стие в мюн­хен­ской вы­став­ке «Си­ний всад­ник» (1911) по­ло­жи­ли на­ча­ло мно­го­лет­ним свя­зям Д. с нем. ху­дож­ни­ка­ми; в 1912 он примк­нул к ку­би­стич. груп­пи­ров­ке «Зо­ло­тое се­че­ние». С 1912 Д. об­ра­тил­ся к бес­пред­мет­ной жи­во­пи­си, став (вме­сте с же­ной, С. Де­ло­не-­Терк) ос­но­во­по­лож­ни­ком ор­физ­ма, од­ной из форм ев­роп. аб­ст­рак­цио­низ­ма. В се­рии «Ок­на» (1912) ком­по­зи­ции вы­страи­ва­ют­ся из приз­ма­тич. форм, в гра­нях ко­то­рых мер­ца­ют от­ра­же­ния не­ви­ди­мых пред­ме­тов; в се­ри­ях «Дис­ки» и «Кру­го­вые фор­мы» (1912–13) кон­тра­ст­ные цве­та соз­да­ют оп­тич. ил­лю­зию дви­же­ния. Аб­ст­ракт­ные кар­ти­ны Д. – чис­то пла­стич. кон­ст­рук­ции, ис­клю­чаю­щие к.-л. ме­та­фи­зич. ис­тол­ко­ва­ние.

В 1914–20 суп­ру­ги Делоне жи­ли в Пор­ту­га­лии и Ис­па­нии, где со­труд­ни­ча­ли с Рус­ским ба­ле­том Дя­ги­ле­ва («Кле­о­пат­ра» А. С. Арен­ско­го, 1918; де­ко­ра­ции Д., кос­тю­мы – С. Де­ло­не-Терк). Вер­нув­шись в Па­риж в 1920, Д. сбли­зил­ся с да­даи­ста­ми, офор­мил спек­такль «Le Coeur à gaz» Т. Тцарá (1923). В 1920-е гг. соз­да­вал так­же реа­ли­стич. порт­ре­ты сво­их дру­зей (А. Бре­тон, Т. Тцарá, Л. Ара­гон, В. В. Мая­ков­ский и др.). В 1930-х гг. был чле­ном ас­со­циа­ций «Круг и Квад­рат», «Аб­ст­рак­ция-Твор­че­ст­во»; вновь об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­ции (се­рии «Чис­тые рит­мы», «Бес­ко­неч­ные рит­мы» и др.), за­ни­мал­ся пе­чат­ной гра­фи­кой, пла­ка­том. Вы­пол­нил (совм. с С. Де­ло­не-Терк) ряд мо­ну­мен­таль­но-­де­ко­ра­тив­ных ра­бот для Все­мир­ной вы­став­ки в Па­ри­же (1937).

Соч.: Du cubisme à l’art abstrait / Éd. P. Fran­castel. P., 1957; The new art of color: the wri­tings of R. and S. Delaunay. N. Y., 1978; Zur Malerei der reinen Farbe: Schriften, 1912–1940. Münch., 1983.

Лит.: Vriesen G., Imdahl M. R. Delaunay. Licht und Farbe. Köln, 1967; Dorival B. R. Delaunay. P., 1975; Buckberrough S. A. R. Delaunay. The discovery of simultaneity. Ann Arbor, 1982; Molinari D. R. Delaunay, S. Delaunay. P., 1987; Bernier G., Schnei­der-Maunoury M. R. et S. Delaunay, nais­sance de l’art abstrait. P., 1995; R. Delaunay: 1906–1914, de l’impressionnisme à l’ab­strac­tion. (Cat.). P., 1999.

Вернуться к началу