«СИ́НИЙ ВСА́ДНИК»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СИ́НИЙ ВСА́ДНИК» (Der Blaue Reiter), нем. худож. объединение (1911–14). Создано в Мюнхене В. В. Кандинским и Ф. Марком после распада «Нового мюнхенского худож. объединения», основанного также Кандинским, и принадлежит к направлению экспрессионизма. Назв. объединения возникло из некоторых мотивов в живописи его основателей (изображения лошадей и всадников, приверженность к синим тонам). Среди др. участников – нем., австр., швейцарские и рос. художники (Г. Мюнтер, А. Кубин, П. Клее, А. Макке, Г. Кампендонк, М. В. Верёвкина, А. Г. Явленский и др.). В 1912 издан одноим. альманах, представлявший программу «С. в.»: стремление не к обособлению от др. течений авангардизма, а к созданию единой платформы для разл. новаций совр. иск-ва, призванного выявить внутр. сущность реальности, изначальные свойства универсума. С наибольшей полнотой эстетика «С. в.» изложена в кн. «О духовном в искусстве» Кандинского (1912). Версия неоплатонич. концепции, воспринятая от эпохи символизма, обладала преимуществами универсальности и стилевого плюрализма. В выставках «С. в.» (1911–12) участвовали также Ж. Брак, П. Пикассо, Э. Нольде, М. Пехштейн, Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, А. Шёнберг, Д. Д. Бурлюк, К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова. Установка на выявление духовного, скрытого за зримой оболочкой начала вела художников к абстракционизму (в творчестве Кандинского, также Марка и Клее). После начала 1-й мировой войны объединение перестало существовать.