МАРК ФРАНЦ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРК (Marc) Франц (Франц Мориц Вильгельм) (8.2.1880, Мюнхен – 4.3.1916, близ Вердена), нем. живописец, график. Изучал теологию и философию в Мюнхенском ун-те, затем учился в АХ в Мюнхене (1900–02) у Г. фон Хакля и В. фон Дица. В 1902 совершил поездку по Италии, в 1903 и 1907 – в Париж, в 1906 посетил Грецию. Знакомство с живописью импрессионистов, П. Гогена и В. Ван Гога, также изучение др.-егип. и ср.-век. скульптуры оказали значит. влияние на становление его собств. стиля. В 1909 М. поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). В 1910, после посещения выставки Нового мюнхенского худож. объединения, познакомился с В. В. Кандинским, А. Г. Явленским, Г. Мюнтер, М. Верёвкиной; с 1911 стал членом этого объединения. В 1911 вместе с Кандинским, А. Макке и др. основал объединение «Синий всадник», был одним из редакторов одноим. альманаха (1912), где напечатал неск. эссе о совр. иск-ве.
М. – один из гл. мастеров раннего нем. экспрессионизма. Осн. сюжет его живописи – животные в ландшафтном окружении (ещё в сер. 1900-х гг. он зарисовывал лошадей, ланей и др. в Берлинском зоопарке; был дружен со швейц. зоологом Ж. Нитсле). Восприняв мистико-пантеистич. идеи нем. романтиков, М. стремился передать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». В картинах «Лошадь в пейзаже» (1910, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911, Музей Хейдта, Вупперталь) и др. изгибы тел животных перекликаются с волнообразными линиями холмов, являя единство природных ритмов. Чистые насыщенные цвета (красный, синий, жёлтый) должны передавать «сущность», скрытую за «видимостью», и потому наделяются у М. символич. значением. В 1912 в Париже познакомился с Р. Делоне; под его влиянием, а также итал. футуризма стиль М. меняется: появляются отвлечённые лучевидные и параболич. формы, рассекающие изображение на фрагменты («Тигр», 1912, Ленбаххаус, Мюнхен; «Мечтающая лошадь», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Судьба животных», 1913, Худож. музей, Базель). Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму («Тироль», «Борющиеся формы»; обе – 1914, Мюнхен, Новая пинакотека). Стремительная творч. эволюция М. была прервана его гибелью на фронте под Верденом.