Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова

АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ (от лат. abstractus – от­вле­чён­ный) [бес­пред­мет­ное ис­кус­ст­во, не­фи­гу­ра­тив­ное (нон-фи­гу­ра­тив­ное) ис­кус­ст­во], на­прав­ле­ние в иск-ве 20 в., за­ме­нив­шее изо­бра­же­ние зри­мой ре­аль­но­сти сис­те­мой чис­то фор­маль­ных эле­мен­тов (ли­ния, плос­кость, цве­то­вое пят­но, от­вле­чён­ная кон­фи­гу­ра­ция). А. как про­грамм­ное дви­же­ние воз­ник в нач. 1910-х гг.; его ос­но­во­по­лож­ни­ки – В. В. Кан­дин­ский, К. С. Ма­ле­вич, П. Мон­д­ри­ан, Ф. Куп­ка, Р. Де­ло­не. За­чи­на­те­ли А. опи­ра­лись, как пра­ви­ло, на мис­тич. идеи (в т. ч. тео­соф­ские док­три­ны); они стре­ми­лись вы­ра­зить внутр. за­ко­но­мер­но­сти и ин­туи­тив­но по­сти­гае­мые сущ­но­сти, скры­ваю­щие­ся за пре­хо­дя­щи­ми яв­ле­ния­ми ви­ди­мо­го ми­ра. Так, в тео­ре­тич. тру­де Кан­дин­ско­го «О ду­хов­ном в ис­кус­ст­ве» (1911) пер­во­эле­мен­ты фор­мы трак­ту­ют­ся как зна­ки, на­де­лён­ные ис­ход­ным ду­хов­ным со­дер­жа­ни­ем, а их пла­стич. ор­га­ни­за­ция – как про­ек­ция от­но­ше­ний ме­ж­ду эле­мен­та­ми уни­вер­су­ма. В тео­рии Мон­д­риа­на («Нео­пла­сти­цизм», 1919) ви­зу­аль­ным ана­ло­гом сверх­чув­ст­вен­но­го аб­со­лю­та яв­ля­ют­ся пер­вич­ные оп­по­зи­ции: плос­кость – ли­ния, го­ри­зон­таль – вер­ти­каль, цвет – не-цвет (ах­ро­ма­тич. то­на). Иной ха­рак­тер име­ет тео­рия Де­ло­не, в ко­то­рой отвер­га­ет­ся идеа­ли­стич. ме­та­фи­зи­ка, а зада­ча аб­ст­ракт­ной жи­во­пи­си ог­ра­ни­чива­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем свойств са­мо­го жи­во­пис­но­го язы­ка, пре­ж­де все­го ди­на­мич. ка­честв цве­та.

Мас­те­ра ран­не­го А. вне­сли зна­чит. вклад в ста­нов­ле­ние совр. ар­хи­тек­ту­ры, ди­зай­на, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных иск-в (дея­тель­ность рус. кон­ст­рук­ти­ви­стов, т. н. ар­хи­тек­то­ны и ди­зай­нер­ские про­ек­ты Ма­ле­ви­ча, ра­бо­та Кан­дин­ско­го в Бау­хау­зе, Мон­д­риа­на – в груп­пе «Де Стейл», опы­ты в при­клад­ном иск-ве Р. Де­ло­не и С. Де­ло­не-Терк). Их об­раще­ние к функ­цио­наль­ной фор­ме объ­яс­ня­ет­ся уни­вер­са­лиз­мом эс­те­тич. про­грамм, вклю­чав­ших в се­бя про­ек­ты иде­аль­но­го ми­ро­уст­рой­ст­ва. С др. сто­ро­ны, ра­бо­та с пер­вич­ны­ми еди­ни­ца­ми жи­во­пис­но­го язы­ка сти­му­ли­ро­ва­ла по­ис­ки за­ко­нов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния и ком­по­зиц. прин­ци­пов, ко­то­рые за­тем осу­ще­ст­в­ля­лись в ар­хитектурных и пред­мет­ных фор­мах.

В. В. Кандинский. «Композиция». 1910. Национальный музей современного искусства (Париж).

С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния А. в нём оп­ре­де­ля­ют­ся две ли­нии: гео­мет­ри­че­ская (Ма­ле­вич, Мон­д­ри­ан, от­час­ти Де­ло­не) и ли­ри­че­ская (Кан­дин­ский, Куп­ка). Ком­по­зи­ции гео­мет­рич. аб­ст­рак­ции, по­стро­ен­ные из ог­ра­нич. на­бо­ра пра­виль­ных форм и осн. цве­тов, пред­став­ля­ют ус­той­чи­вые, «суб­стан­цио­наль­ные» со­стоя­ния. В кар­ти­нах ли­рич. аб­ст­рак­ции, с их плы­ву­щи­ми, пуль­си­рую­щи­ми фор­ма­ми и мер­цаю­щи­ми цве­та­ми, вни­ма­ние со­сре­до­то­че­но на ди­на­мич. про­цес­сах.

Тен­ден­ция А. пе­рио­ди­че­ски воз­ни­кала в раз­ных аван­гард­ных на­прав­ле­ни­ях: ку­биз­ме (Ф. Ле­же), фу­ту­риз­ме (Дж. Бал­ла, Э. Прам­по­ли­ни), да­да­из­ме (Х. Арп), экс­прес­сио­низ­ме (В. В. Кан­дин­ский, Ф. Марк), рус. и голл. кон­ст­рук­ти­виз­ме (Л. С. По­по­ва, А. М. Род­чен­ко, В. Ф. Сте­па­но­ва, Л. М. Ли­сиц­кий, Т. Ван Дусбург), сюр­реа­лиз­ме (Х. Ми­ро, А. Мас­сон). Пио­не­ра­ми А. в скульп­ту­ре бы­ли У. Боч­чо­ни, К. Брын­ку­ши, А. Ар­хи­пен­ко, А. Певз­нер, Н. Га­бо, В. Е. Тат­лин, Л. Мо­хой-Надь, так­же при­над­ле­жав­шие к разл. на­прав­ле­ни­ям. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в Па­ри­же сло­жи­лись пер­вые ме­ж­ду­нар. объ­еди­не­ния ху­дож­ни­ков-аб­ст­рак­цио­ни­стов – «Круг и Квад­рат» и «Аб­ст­рак­ция-Твор­че­ст­во», зая­вив­шие о су­ще­ст­во­ва­нии А. как са­мо­сто­ят. яв­ле­ния.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны разл. те­че­ния А. ста­но­вят­ся до­ми­ни­рую­щи­ми в ху­дож. жиз­ни стран Зап. Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки. Пре­об­ла­да­ют фор­мы ли­рич. аб­ст­рак­ции – аб­ст­ракт­ный экс­прес­сио­низм в США (Дж. Пол­лок, В. Д. Ку­нинг, А. Гор­ки, М. Рот­ко, Ф. Клайн) и его ев­роп. ана­лог та­шизм (Г. Хар­тунг, П. Су­лаж, Ж. Шней­дер, Вольс, Ж. Ма­тьё). Их эс­те­тич. кон­цеп­ции ут­ра­чи­ва­ют уни­вер­саль­но-ме­та­фи­зич. ха­рак­тер; аб­ст­ракт­ная жи­во­пис­ная ди­на­ми­ка ча­ще все­го трак­ту­ет­ся как не­по­средств. фик­са­ция пси­хич. про­цес­сов и ав­то­ма­тич. дви­же­ний твор­ца (жи­во­пись дей­ст­вия). Бес­пред­мет­ная ком­по­зи­ция не­ред­ко объ­яв­ля­ет­ся са­мо­дос­та­точ­ным объ­ек­том, ис­клю­чаю­щим лю­бые ас­со­циа­ции с внеш­ним ми­ром или со­дер­жа­ни­ем соз­на­ния.

К. С. Малевич. Архитектон «Гота 2-а». 1923–27. Гипс. Центр Помпиду (Париж).

Гео­мет­рич. аб­ст­рак­ция, пре­одо­лев кри­зис­ное со­стоя­ние, раз­ви­ва­ет­ся в но­вых на­прав­ле­ни­ях – оп-ар­те (В. Ва­за­ре­ли, Б. Рай­ли) и ки­не­ти­че­ском ис­кус­ст­ве (дви­жу­щие­ся кон­ст­рук­ции А. Кол­де­ра, Н. Шёф­фе­ра, Х. Со­то, Ж. Тен­ге­ли, Та­ки­са). В США из то­го же яд­ра фор­ми­ру­ет­ся по­стжи­во­пис­ная аб­ст­рак­ция, ос­но­ван­ная на пре­дель­ном со­кращении и уп­ро­ще­нии жи­во­пис­ных форм (Э. Кел­ли, Ф. Стел­ла, К. Но­ланд). В скульп­ту­ре гео­мет­рич. аб­ст­рак­ция дос­ти­га­ет апо­гея в на­прав­ле­нии ми­ни­ма­лиз­ма (1960–1970-е гг.).

Ино­гда А. на­зы­ва­ют тер­ми­ном аб­ст­ракт­ное ис­кус­ст­во.

Лит.: Seuphor M. L’art abstrait, ses origines, ses premiers matres. P., 1950; Ragon M. L’art abstrait. P., 1971–1974. Vol. 1–4; Blok C. Geschichte der abstrakten Kunst: 1900–1960. Köln, 1975; Osborne H. Abstraction and ar­tifice in twentieth-century art. Oxf., 1979; The spiritual in art: abstract painting 1890–1895. Los. Ang.; N. Y., 1986; Rosenthal M. Abstrac­tion in the twentieth century. N. Y., 1996; Аб­ст­рак­ция в Рос­сии. ХХ век. СПб., 2001. Т. 1–2; Roque G. Qu’est-ce que l’art abstrait? Une histoire de l’abstraction en peinture (1860–1960). P., 2003.

Вернуться к началу