АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ (от лат. abstractus – отвлечённый) [беспредметное искусство, нефигуративное (нон-фигуративное) искусство], направление в иск-ве 20 в., заменившее изображение зримой реальности системой чисто формальных элементов (линия, плоскость, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация). А. как программное движение возник в нач. 1910-х гг.; его основоположники – В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, Ф. Купка, Р. Делоне. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистич. идеи (в т. ч. теософские доктрины); они стремились выразить внутр. закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Так, в теоретич. труде Кандинского «О духовном в искусстве» (1911) первоэлементы формы трактуются как знаки, наделённые исходным духовным содержанием, а их пластич. организация – как проекция отношений между элементами универсума. В теории Мондриана («Неопластицизм», 1919) визуальным аналогом сверхчувственного абсолюта являются первичные оппозиции: плоскость – линия, горизонталь – вертикаль, цвет – не-цвет (ахроматич. тона). Иной характер имеет теория Делоне, в которой отвергается идеалистич. метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамич. качеств цвета.
Мастера раннего А. внесли значит. вклад в становление совр. архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных иск-в (деятельность рус. конструктивистов, т. н. архитектоны и дизайнерские проекты Малевича, работа Кандинского в Баухаузе, Мондриана – в группе «Де Стейл», опыты в прикладном иск-ве Р. Делоне и С. Делоне-Терк). Их обращение к функциональной форме объясняется универсализмом эстетич. программ, включавших в себя проекты идеального мироустройства. С др. стороны, работа с первичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композиц. принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных и предметных формах.
С момента возникновения А. в нём определяются две линии: геометрическая (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне) и лирическая (Кандинский, Купка). Композиции геометрич. абстракции, построенные из огранич. набора правильных форм и осн. цветов, представляют устойчивые, «субстанциональные» состояния. В картинах лирич. абстракции, с их плывущими, пульсирующими формами и мерцающими цветами, внимание сосредоточено на динамич. процессах.
Тенденция А. периодически возникала в разных авангардных направлениях: кубизме (Ф. Леже), футуризме (Дж. Балла, Э. Прамполини), дадаизме (Х. Арп), экспрессионизме (В. В. Кандинский, Ф. Марк), рус. и голл. конструктивизме (Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Л. М. Лисицкий, Т. Ван Дусбург), сюрреализме (Х. Миро, А. Массон). Пионерами А. в скульптуре были У. Боччони, К. Брынкуши, А. Архипенко, А. Певзнер, Н. Габо, В. Е. Татлин, Л. Мохой-Надь, также принадлежавшие к разл. направлениям. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в Париже сложились первые междунар. объединения художников-абстракционистов – «Круг и Квадрат» и «Абстракция-Творчество», заявившие о существовании А. как самостоят. явления.
После 2-й мировой войны разл. течения А. становятся доминирующими в худож. жизни стран Зап. Европы и Сев. Америки. Преобладают формы лирич. абстракции – абстрактный экспрессионизм в США (Дж. Поллок, В. Д. Кунинг, А. Горки, М. Ротко, Ф. Клайн) и его европ. аналог ташизм (Г. Хартунг, П. Сулаж, Ж. Шнейдер, Вольс, Ж. Матьё). Их эстетич. концепции утрачивают универсально-метафизич. характер; абстрактная живописная динамика чаще всего трактуется как непосредств. фиксация психич. процессов и автоматич. движений творца (живопись действия). Беспредметная композиция нередко объявляется самодостаточным объектом, исключающим любые ассоциации с внешним миром или содержанием сознания.
Геометрич. абстракция, преодолев кризисное состояние, развивается в новых направлениях – оп-арте (В. Вазарели, Б. Райли) и кинетическом искусстве (движущиеся конструкции А. Колдера, Н. Шёффера, Х. Сото, Ж. Тенгели, Такиса). В США из того же ядра формируется постживописная абстракция, основанная на предельном сокращении и упрощении живописных форм (Э. Келли, Ф. Стелла, К. Ноланд). В скульптуре геометрич. абстракция достигает апогея в направлении минимализма (1960–1970-е гг.).
Иногда А. называют термином абстрактное искусство.