МО́НДРИА́Н ПИТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́НДРИА́Н (Mondrian, Mondriaan) Пит (Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт – 1.2.1944, Нью-Йорк), нидерл. живописец и теоретик иск-ва. Обучался рисунку у своего дяди, пейзажиста Фритса Мондриана (1853–1932), затем учился в АХ в Амстердаме (1892–97). Пейзажи, написанные в окрестностях Амстердама, в Брабанте и Зеландии, свидетельствуют о стремительной эволюции художника в 1900-е гг. от импрессионизма и символизма к экспрессионизму («Пейзаж с розовым облаком», ок. 1908, Гор. музей, Гаага, и др.). Под воздействием теософских идей М. обратился к поиску «сущностной» формы вещей, отвлечённой от их внешнего облика. В сериях 1908 – нач. 1910-х гг. (мотивы дерева, церкви и др.) очертания предмета последовательно уплощаются и схематизируются («Красное дерево», 1909–11; «Колокольня церкви в Домбурге», 1910, обе – там же). В «Серебряном дереве» (1911, там же) схематизм достиг высшего проявления: линии ветвей сплетаются в сетку, растягивающуюся по поверхности картины.
В 1912–14 М. жил преим. в Париже. В картинах этого времени, отмеченных влиянием кубизма, природный мотив растворяется в пересечениях дугообразных, ломаных, наклонных линий («Яблоня в цвету», ок. 1912, там же). Композиции 1913–14 выстраиваются из горизонталей и вертикалей, чередующихся в дробном ритме; цветовая гамма насыщается ярко-голубыми, розовыми, оранжевыми тонами («Овальная композиция», 1913, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; 1914, Гор. музей, Гаага).
Вернувшись в Голландию, М. в 1915 встретился с Т. ван Дусбургом и с 1917 принимал участие в издаваемом им ж. «Де Стейл»; был также членом одноим. худож. объединения. В статьях, опубликованных в этом журнале в 1917–20, М. изложил свою теорию неопластицизма, возникшую под влиянием «пластич. математики» голл. философа М. Схунмакерса и ставшую обоснованием т. н. геометрич. абстракции – одного из течений абстракционизма. Эта система обрела у М. свою законченность в следующий период пребывания в Париже (1919–38): композиции строятся на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий, часть образовавшихся прямоугольников ровно закрашивается (преим. красным, синим, жёлтым), цветные ячейки противопоставляются белым, «пустым» клеткам («Композиция с красным, жёлтым и синим», 1921, Гор. музей, Гаага). М. работал большими сериями: композиции, вписанные в квадрат или ромб, композиции с разной толщиной чёрных линий и т. п. В таких «периодических рядах» унифицированные элементы образуют жёсткий каркас, внутри которого перемещаются «подвижные» модули, создавая каждый раз новые комбинации: цветные «секции» сдвигаются к центру или смещаются на периферию, оставляя паузы пробелов; окрашенные «тела» свободно зависают либо опираются на прочные основания; чёрные линии решётки то плотно сдвигаются, то расходятся как в трансформирующейся конструкции («Композиция с жёлтым и синим», 1929, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Композиция с красным и чёрным», 1936, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). В 1928 художник создал «Картину-поэму», в которой столбцы поэтич. текста М. Сёфора встраиваются в неопластицистскую конструкцию (собрание М. Сёфора, Париж).
В 1924 М. порвал с группой «Де Стейл»; в 1930-е гг. сблизился с объединениями «Круг и Квадрат» и «Абстракция-Творчество». Его творчество и идеи оказали в 1930-е гг. большое влияние на архитекторов современного движения. В 1938 М. переселился в Лондон, в 1940 – в Нью-Йорк. Здесь его система претерпела определённые изменения: дробные цветные поверхности мелькают в прерывистых ритмах, вызывая ассоциации с беспокойной атмосферой большого города («Трафальгарская площадь», 1939–1943, «Буги-вуги на Бродвее», 1942–43, обе – Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Нью-Йорк сити I», 1942, Нац. музей совр. иск-ва, Париж).