КУ́ПКА ФРАНТИШЕК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ПКА (Kupka) Франтишек (22.9.1871, Опочно, Вост. Богемия – 21.6.1957, Пюто, близ Парижа), чеш. живописец, график. Учился в Худож.-пром. уч-ще в Яромерже, затем – в пражской АХ (1887–91) у Ф. Секуэнса, в венской АХ (1892–93) у А. Айзенменгера, в 1894 – у К. Дифенбаха в Вене. В годы учёбы увлёкся теософией. С 1895 жил в Париже. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графич. и живописных работах кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. преобладает социально-критич. тематика («Деньги», «Религия», «Мир», все 1899, Нац. галерея, Прага). Одновременно писал спиритуалистич. аллегории в духе символизма («Баллада: радости жизни», 1901–02, там же). В картинах 1907–10, близких фовизму, проявилось увлечение К. иск-вом греч. архаики. В 1911 включился в созданную братьями М. Дюшаном, Р. Дюшан-Вийоном и Ж. Вийоном группу «Пюто», в которую входили также Ф. Леже, X. Грис, Ж. Метсенже, А. Архипенко. С этого времени К. сосредоточил внимание на решении формально-пластич. задач и стал одним из ведущих мастеров европ. авангардизма.
Под воздействием футуристич. теории симультанности, а также совр. науч.-технич. достижений (хронофотография, рентгеновские лучи) К. обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты («Женщина, собирающая цветы», 1910–11, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). К нач. 1910-х гг. относятся его первые абстрактные композиции («Круги Ньютона», 1911–12, там же; «Этюд к языку вертикалей», 1911, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид; «Аморфа, фуга в двух цветах», 1912, Нац. галерея, Прага). В абстракциях К. радужные цвета располагаются по концентрич. пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свёртывающихся и раскрывающихся пространств («Размещение графических мотивов», 1912–13, собрание Тиссен-Борнемиса; «Вокруг точки», 1925–30, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Большая серия «Горизонтальные и вертикальные планы» (1913–28) строится на сложных пересечениях призматич. форм и преломлённых световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готич. архитектурой, муз. полифонией, космич. гармонией («Собор», 1913, частное собрание, Париж; «Голубое движение», 1924, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В теоретич. соч. «Творение в пластических искусствах» («La création dans les arts plastiques», 1911; изд. 1923) К. изложил свои представления о назначении иск-ва: художник призван найти зримые эквиваленты «другой реальности» – миросозидающих, животворящих сил Вселенной.
С 1919 К. – экстраординарный проф. пражской АХ (занимался обучением чеш. студентов в Париже). Встретившись с Т. ван Дусбургом, в 1931 включился в объединение «Абстракция-Творчество». В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлечённая стереометрия сменяется в серии работ 1925–35 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). После 2-й мировой войны регулярно участвовал в Салоне новых реальностей, получил широкое признание как один из основоположников абстракционизма.