
ЛЕЖЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕЖЕ́ (Léger) Фернан (4.2.1881, Аржантан, деп-т Орн – 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, деп-т Сены и Уазы), франц. живописец, график, сценограф, керамист. Обучался профессии архитектора в Кане (1897–99), затем учился в парижской Школе декоративного иск-ва, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. Жил в Париже. Поселившись в 1908 в колонии художников «Улей», Л. сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». В его работах рубежа 1900–10-х гг. натуральные формы редуцируются к цилиндрич. и конич. объёмам, хроматич. диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909–11, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В живописи 1913–14 механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913, и др.).
В 1914–16 Л. был на фронте, получил отравление газом под Верденом. В 1918–1920 творчество Л. сближается с абстракционизмом: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технич. системы («Диски», 1918, Нац. музей совр. иск-ва, Париж); в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистич. среды («Город», 1919, Музей иск-в, Филадельфия). Л. сформулировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения.
В 1920 Л. познакомился с А. Озанфаном, Ле Корбюзье, П. Мондрианом и Т. ван Дусбургом. Увлечённый проблемами синтеза искусств, в 1920–30-х гг. участвовал в разработке мн. проектов в сфере архитектуры, дизайна, сценографии, книжной графики. В 1924 вместе с Озанфаном основал Академию совр. иск-ва (позднее присоединились М. Лорансен и А. А. Экстер); оставался её директором до 1939. В 1932–35 преподавал в академии «Ла Гранд-Шомьер». Начиная с сер. 1920-х гг. в живописи Л. образы людей утрачивают сходство с роботами, трактуясь в стилистике, близкой наивному искусству («Чтение», 1924, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Опыт работы в кино («Механический балет», 1924) привёл к созданию серии своеобразных «монтажных» композиций («Джоконда и ключи», 1930, Нац. музей Ф. Леже, Бьо).
В 1930–40-е гг. Л. много путешествовал, работал как художник-монументалист: оформление зала физич. культуры на Всемирной выставке 1935 в Брюсселе, живописное панно для Всемирной выставки 1937 в Париже, росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластич. структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935–39, Худож. музей, Дюссельдорф, и др.). В 1940–45 Л. жил в США; в 1940–41 преподавал в Йельском ун-те и в колледже Миллса в Калифорнии. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластич. тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941, Ин-т искусств, Чикаго).
Вернувшись в послевоенную Францию, Л. вступил в Коммунистич. партию. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда, изображения праздников («Большой парад», 1954, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для ц. Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947–49), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для ун-та в Каракасе (1954). Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. После смерти Л. усилиями вдовы, худ. Нади Леже (урождённая Ходасевич; 1904–82), и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете.