Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕЖЕ́

Авторы: В. А. Крючкова

ЛЕЖЕ́ (Léger) Фер­нан (4.2.1881, Ар­жан­тан, деп-т Орн – 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, деп-т Се­ны и Уа­зы), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ке­ра­мист. Обу­чал­ся про­фес­сии ар­хи­тек­то­ра в Ка­не (1897–99), за­тем учил­ся в па­риж­ской Шко­ле де­ко­ра­тив­но­го иск-ва, в сво­бод­ной сту­дии Шко­лы изящ­ных ис­кусств у Ж. Л. Же­ро­ма и Г. Фер­рье и в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на. Жил в Па­ри­же. По­се­лив­шись в 1908 в ко­ло­нии ху­дож­ни­ков «Улей», Л. сбли­зил­ся с мон­пар­нас­ской груп­пой мас­те­ров ку­биз­ма «Зо­ло­тое се­че­ние». В его ра­бо­тах ру­бе­жа 1900–10-х гг. на­ту­раль­ные фор­мы ре­ду­ци­ру­ют­ся к ци­лин­д­рич. и ко­нич. объ­ё­мам, хро­ма­тич. диа­па­зон со­кра­ща­ет­ся до гри­зай­ли, слег­ка то­ни­ро­ван­ной цве­том («Об­на­жён­ные в ле­су», 1909–11, Му­зей Крёл­лер-Мюл­лер, От­тер­ло). В жи­во­пи­си 1913–14 ме­ха­но­морф­ные фи­гу­ры вы­яв­ле­ны чёт­кими чер­тёж­ны­ми ли­ния­ми и ус­лов­ной штри­хов­кой (се­рия «Кон­тра­сты форм», 1913, и др.).

Ф. Леже. «Город». 1919. Музей искусств (Филадельфия).

В 1914–16 Л. был на фрон­те, по­лу­чил от­рав­ле­ние га­зом под Вер­де­ном. В 1918–1920 твор­че­ст­во Л. сбли­жа­ет­ся с аб­ст­рак­цио­низ­мом: дис­ко­об­раз­ные, пря­мо­уголь­ные, па­ра­бо­ли­че­ски очер­чен­ные фи­гу­ры смы­ка­ют­ся в оп­ти­че­ски под­виж­ные ком­по­зи­ции, ими­ти­рую­щие тех­нич. сис­те­мы («Дис­ки», 1918, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж); в не­ко­то­рых ра­бо­тах раз­но­цвет­ные плос­ко­сти трак­ту­ют­ся как про­ек­ции ре­аль­ных форм ур­ба­ни­стич. сре­ды («Го­род», 1919, Му­зей иск-в, Фи­ла­дель­фия). Л. сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ния эс­те­ти­ки тех­ни­циз­ма, до­ка­зы­вая не­об­хо­ди­мость по­ис­ков жи­во­пис­ных ана­ло­гов ин­ду­ст­ри­аль­но­го ок­ру­же­ния.

Ф. Леже. «Досуги. Посвящается Луи Давиду». 1948–49. Национальный музей современного искусства (Париж).

В 1920 Л. по­зна­ко­мил­ся с А. Озан­фа­ном, Ле Кор­бю­зье, П. Мон­д­риа­ном и Т. ван Дус­бур­гом. Ув­ле­чён­ный про­бле­ма­ми син­те­за ис­кусств, в 1920–30-х гг. уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке мн. про­ек­тов в сфе­ре ар­хи­тек­ту­ры, ди­зай­на, сце­но­гра­фии, книж­ной гра­фи­ки. В 1924 вме­сте с Озан­фа­ном ос­но­вал Ака­де­мию совр. иск-ва (позд­нее при­сое­ди­ни­лись М. Ло­ран­сен и А. А. Экс­тер); ос­та­вал­ся её ди­рек­то­ром до 1939. В 1932–35 пре­по­да­вал в ака­де­мии «Ла Гранд-Шомь­ер». На­чи­ная с сер. 1920-х гг. в жи­во­пи­си Л. об­ра­зы лю­дей ут­ра­чи­ва­ют сход­ст­во с ро­бо­та­ми, трак­ту­ясь в сти­ли­сти­ке, близ­кой на­ив­но­му ис­кус­ст­ву («Чте­ние», 1924, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). Опыт ра­бо­ты в ки­но («Ме­ха­ни­че­ский ба­лет», 1924) при­вёл к соз­да­нию се­рии свое­об­раз­ных «мон­таж­ных» ком­по­зи­ций («Джо­кон­да и клю­чи», 1930, Нац. му­зей Ф. Ле­же, Бьо).

В 1930–40-е гг. Л. мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, ра­бо­тал как ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист: оформ­ле­ние за­ла фи­зич. куль­ту­ры на Все­мир­ной вы­став­ке 1935 в Брюс­се­ле, жи­во­пис­ное пан­но для Все­мир­ной вы­став­ки 1937 в Па­ри­же, рос­пи­си апар­та­мен­тов Н. О. Рок­фел­ле­ра в Нью-Йор­ке (1938). В стан­ко­вых ком­по­зи­ци­ях этих лет очер­та­ния че­ло­ве­че­ских тел, де­ревь­ев, об­ла­ков спле­та­ют­ся в од­но­род­ную пла­стич. струк­ту­ру с рас­се­ян­ны­ми в ней яр­ки­ми цве­то­вы­ми сгу­ст­ка­ми («Адам и Ева», 1935–39, Ху­дож. му­зей, Дюс­сель­дорф, и др.). В 1940–45 Л. жил в США; в 1940–41 пре­по­да­вал в Йель­ском ун-те и в кол­лед­же Мил­лса в Ка­ли­фор­нии. Здесь, об­ра­тив­шись к те­мам спор­та и цир­ка, он от­крыл но­вую пла­стич. те­му – че­лове­че­ская фи­гу­ра, па­ря­щая в пус­то­те, слов­но в со­стоя­нии не­ве­со­мо­сти («Ны­ряль­щи­ки на жёл­том фо­не», 1941, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го).

Вер­нув­шись в по­сле­во­ен­ную Фран­цию, Л. всту­пил в Ком­му­ни­стич. пар­тию. В его ра­бо­тах по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия пре­об­ла­да­ют об­ра­зы ра­бо­чих, сце­ны тру­да, изо­бра­же­ния празд­ни­ков («Боль­шой па­рад», 1954, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). Сре­ди позд­них мо­ну­мен­таль­ных ра­бот – мо­заи­ки и вит­ра­жи для ц. Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верх­ней Са­войе (1947–49), вит­ра­жи и шпа­ле­ра для церк­ви в Оден­ку­ре (1951), пан­но для за­ла за­се­да­ний в зда­нии ООН в Нью-Йор­ке (1952), мо­заи­ка и вит­ра­жи для ун-та в Ка­ра­ка­се (1954). Мно­го ра­бо­тал так­же в об­лас­ти ке­ра­ми­ки, го­бе­ле­на, при­клад­ной гра­фи­ки. По­сле смер­ти Л. уси­лия­ми вдо­вы, худ. На­ди Ле­же (уро­ж­дён­ная Хо­да­се­вич; 1904–82), и дру­зей бы­ли соз­да­ны его му­зеи в Бьо, Ли­зо­ре и в Жиф-сюр-Иве­те.

Соч.: Propos et présence. P., 1959; La Ville. P., 1959; Mes voyages. P., 1960; Fonctions de la peinture. P., 1965.

Лит.: Aragon L. La lumière de Léger // Léger F. Contrastes. P., 1959; Ф. Ле­же. (Кат. вы­став­ки). М., 1963; Garaudy R. Pour un réalisme du XXe siècle: Dialogue posthume avec F. Léger. P., 1968; Жа­до­ва Л. Ф. Ле­же: Мо­заи­ка, вит­раж, ке­ра­ми­ка, го­бе­лен. М., 1970; F. Léger: Sa vie, son œuvre, son rêve / Éd. G. Le Noci. Mil., 1971; Green C. Léger and the avant-garde. New Haven, 1976; Saphire L. F. Léger: the comple­te graphic work. N. Y., 1978; Laugier C., Ri­chet M. Œuvres de F. Léger. P., 1981; Fran­cia P. de. F. Léger. New Haven, 1983; Диль Г. Ф. Ле­же. Бу­да­пешт, 1985; F. Léger: Catalogue raisonné de l’œuvre peint. P., 1990; Néret G. Léger. L., 1993; F. Léger: The rhythm of mo­dern life. (Cat.). Munich; N. Y., 1994.

Вернуться к началу