ДЮША́Н-ВИЙО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮША́Н-ВИЙО́Н (Duchamp-Villon) Раймон (Пьер Морис Раймон) (5.11.1876, Данвиль, близ Руана – 7.10.1918, Канн), франц. скульптор. Обучался на мед. ф-те ун-та в Париже (до 1898), оставил его по болезни и увлёкся скульптурой, начав исполнять статуэтки женщин и животных. В течение нескольких лет вёл самостоят. поиски, работая в разных стилях и манерах (в мраморе, бронзе, гипсе); испытал влияние О. Родена [«Футболисты» (Музей изящных искусств, Руан), «Эзоп», обе 1906; портреты сестёр – Ивонн и Мадлен, 1908–09 (частные собрания)]. В 1910 заинтересовался кубизмом и вместе со своими братьями – М. Дюшаном и Ж. Вийоном создал группу «Пюто» (1911–13). В скульптурах Д.-В. геометризация объёмов сочетается с использованием приёмов др.-греч. пластики [«Пастораль» («Адам и Ева»), гипс, 1910, Нац. музей совр. иск-ва, Париж], динамика достигается винтообразной компоновкой машиноподобных форм («Сидящая девушка»; «Большая лошадь», обе 1914). Его пластика, передающая стремительные рывки и мускульные напряжения, близка «силовым линиям» в футуристич. скульптуре У. Боччони. В 1912 Д.-В. создал проект фасада (гипсовую модель) «Кубистического дома» для худ. А. Мара, в котором органично сочетается архит. решение со скульптурой. В 1915 Д.-В. отправился на фронт в качестве врача; заразившись тифом, последние годы жизни провёл в воен. госпитале в Канне, где рисовал карикатуры и написал комедию «Семафоры» («Les Sémaphores»). Среди поздних работ также портреты-бюсты Ш. Бодлера (бронза, 1911, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) и д-ра Госсе (1918, Худож. галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, штат Нью-Йорк).